ЖЗЛ (НИЛЬС ФОН ДАРДЕЛ. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ. Часть III - Парижский денди шведского разлива.)

Aug 31, 2014 21:10

ПРОДОЛЖЕНИЕ Часть III

Рольф де Маре

В 1913 году Дардел познакомился и подружился с земляком Рольфом де Маре (Rolf de Maré, 9 мая 1888 - 28 апреля 1964), с которым художника свяжут на протяжении десяти лет творческое сотрудничество и близкие отношения. Историки отмечают, что этих двух молодых людей свела судьба, ведь Нильс был не очень богат, зато талантлив, а де Маре восхищался искусством и у него были деньги.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Rolf de Maré. 1916 г.

Рольф де Маре был не только "богатеньким сынком" и коллекционером произведений искусства, в 1920 году он станет инициатором и создателем Шведского балета (Ballets Suédois), который будет с успехом гастролировать в Театре Елисейских Полей в Париже в 1920-1925 годах. Вместе с Дарделом они образуют коммерчески и творчески успешный дуэт, который плодотворно проработает все пять лет существования этого балетного проекта. После того, как Шведский балет прекратил в Париже свое существование, де Маре даже не пытался восстановить или повторить этот проект. Видимо, понял, что вторым Дягилевым ему не стать!



Зато в 1933 году он основал в Париже первый в мире Музей танца, при котором существовал Архив международного танца (Les Archives internationales de la Danse (AID)), являвшийся своеобразным исследовательским центром, куда приезжали со всех концов мира, чтобы посмотреть выставки или воспользоваться огромной библиотекой. Этот танцевальный центр публиковал свой собственный журнал, издавал книги, проводил лекции в здании, построенном де Маре специально для мероприятий.
После Второй мировой войны архив и коллекция музея стали такими огромными, что частному лицу очень трудно стало всё это хранить. Рольф закрыл архив и музей и подарил часть коллекции - около 6000 книг, гравюр и других предметов французскому правительству, которое передало всё это в музей и библиотеку Парижской оперы.
Тем не менее, музей оперного театра отказался принять две существенных части коллекции де Маре: материалы о Шведском балете и результаты исследования, привезенные в 1936 году из экспедиции в Индонезию, где Рольф задокументировал историю и виды национальных танцев.
Пришлось де Маре везти эти материалы в Стокгольм, где он в 1953 году с успехом открыл Музей танца в подвале Королевской шведской оперы. В начале 1960-х годов Рольф подарил часть коллекции своих картин Музею современного искусства в Стокгольме. Умер де Маре от инсульта в Барселоне в 1964 году. После его смерти Музей танца стал единственным наследником огромного состояния, что позволило сотрудникам делать новые приобретения для коллекции. Напомню, что на протяжении всей жизни, Рольф был еще и известным коллекционером предметов искусства. Отмечу лишь, что некоторые историки, невзирая на тот огромный вклад, который сделал де Маре для развития хореографии и музейного дела Швеции, все время ставят под сомнение его значение в качестве знатока хореографического искусства.
Но всё это будет в будущем, а пока же, в начале 1910-х Нильс и Рольф наслаждались общением, строили планы и вместе (за счет Рольфа!) путешествовали.

Богема…

Жизнь Дардела в Париже многие биографы описывают, как сумбурно-беспокойную. Художник вёл богемный образ жизни, встречался постоянно с коллегами в кафе и ресторанах на Монмартре и Монпарнасе. Легко заводил знакомства, что не раз выливалось в новую портретную работу. Именно в этот период были созданы портреты известных в Париже творческих личностей, которые не только слыли настоящими денди и были постоянными гостями парижских великосветских салонов, но и прославились, как представители нетрадиционной ориентации.
Например, французский писатель, сын поэта и драматурга Эдмона Ростана - Морис Ростан (26 мая 1891 - 21 февраля 1968), который писал стихи, романы и пьесы, дружил с Жаном Кокто и Люсьеном Доде. О своей бурной юности он написал в 1948 году в мемуарах «Исповедь через полвека».




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Maurice Rostand 1913 г.




Clémentine-Hélène Dufau (French, 1869-1937) Portrait de Maurice Rostand. 1909 г.

Или французский журналист, редактор, театральный директор и режиссер Жак Эберто (Jacques Hébertot, 28 января 1886 - 19 июня 1970), который имел непосредственное отношение и к созданию Шведского балета и к прекращению проекта.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Jacques Hébertot. 1914 г.

Вообще-то, настоящее имя Эберто - Андре Давьель (André Daviel), он родился в дворянской семье в Руане. Среди его предков были друг Дени Дидро и хирург Людовика XV Жак Давьель, министр юстиции в 1851 году и первый почетный президент Апелляционного суда Руана Альфред Давьель, поэтому, когда юноша увлекся театром и литературой, стал вращаться в творческой среде, его отец стал опасаться за репутацию семьи. Тогда в 1903 году 17-летний Андре взял себе псевдоним, соединив имя своего предка -доктора с названием небольшой деревни рядом с семейной усадьбой. К 19 годам Жак написал несколько пьес, опубликовал сборник стихов, поработал редактором журнала и основал свой журнал, а также художественный театр в Нормандии. После службы в армии в 1911 году Эберто был нанят в качестве театрального критика журнала «Жиль Блас», в 1912 году совершил тур с лекциями по Скандинавии в рамках Французского Альянса, в это время он общался и дружил с представителями художественного авангарда - Аполлинером и Максом Жакобом, композиторами Сати и Стравинским, художником Фернаном Леже. Во время Первой мировой войны Жак служил сержантом в 81-м артиллерийском полку, воевал в Шампани и Вердене, был награжден Военным крестом.
В 1919 году Эберто по заказу Министерства иностранных дел организовал литературно-театральный тур по Скандинавии. Тогда же и произошла встреча Жака с Нильсом Дарделом, которого он знал уже несколько лет по Парижу, его другом и покровителем Рольфом де Маре и его спутником, танцором Жаном Бёрлиным (Jean Börlin, 13 марта 1893 - 6 декабря 1930). Историки пишут, «как Вацлав Нижинский был музой и любовником Дягилева, так Бёрлин был тем же самым для де Маре».




Per Krog (Norwegian, 1889-1965) Poster of Jean Börlin. 1920 г.




Рольф де Маре и Жак Бёрлин в фильме режиссера Рене Клера (René Clair, 1898-1981) "Антракт". 1924 г.

Во время этой встречи и родилась идея создать скандинавский балет во Франции. Поскольку де Маре являлся большим поклонником русского балета, он предложил создать подобный национальный проект во Франции, и начать его с организации сольной презентации Бёрлина в Париже.
Эберто на три ночи (25-27 марта 1920 года) арендовал Театр комедии на Елисейских полях, собрал оркестр из 45 музыкантов, и 28 марта в театре с большим успехом прошел вечер Жака Бёклина, на котором танцовщик исполнил несколько композиций, в том числе, "Сиамский танец". Сиам - тайское королевство в центральной части Индокитайского полуострова.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Jean Börlin i Siamesisk dans. 1919 г.

Рольф поручает Эберто снять зал в Париже для базирования «Шведского балета». После неудачных попыток подписать договор аренды с Парижской оперой и театром Сары Бернар, 1 августа 1920 года Жак арендует всё помещение Театра комедии на Елисейских полях, который отныне становится базой шведского балета в Париже. Кроме того, Театр Елисейских полей стал важным культурным центром, где ставились театральные постановки и проводились музыкальные мероприятия. А в Галерее Монтень при театре проводится первые выставки Модильяни и дадаистов. В 1925 году, поссорившись с Рольфом де Маре из-за финансовых проблем, Жак Эберто покидает Театр Елисейских полей, и проект «Шведский балет» прекращает свое существование.
В 1940 году Эберто становится директором Театра искусств (Théâtre des Arts), бывшего театра Батиньоль, построенного в 1838 году на бульваре Батиньоль в семнадцатом округе Парижа, и переименовывает его в Театр Эберто. Театр знаменит тем, что там дебютировали французские кинозвезды Жан Маре, Жерар Филип, Мишель Буке и Жан Рошфор, режиссер Жан Вернье и хореограф Морис Бежар, был поставлен первый спектакль по пьесе Альбера Камю, ставились пьесы Жана Кокто, Жана Жироду, Джона Стейнбека, Юджина О'Нила и др.





Photo Roger-Viollet Portrait of Jacques Hébertot.
Roland Mascart (French, 1909-1988) Jacques Hébertot. 1950 г.

Историки называли деятельность Эберто «творческой булимией». В 1952 году он задумал в родной Нормандии создать региональный центр искусств и международную академию, но в 1959 году по причине отсутствия средств пришлось отказаться от этого дорогостоящего и амбициозного проекта. Весной 1957 года Жак пробивал идею создания национального еженедельника, посвященного искусству в целом, который предлагал назвать «Павлин», мол, «нам есть чем гордиться!», но и этот проект не был осуществлён. Умер Жак Эберто 19 июня 1970 года. В газете «Le Monde» написали: «Смерть мэтра имеет эффект упавшего в семейном парке очень старого дерева. Театральной элиты больше не существует…»
Что-то я увлекся биографиями персонажей портретов Нильса Дардела и совсем забыл, что большинства событий, о которых я написал, еще не произошло, ведь в моем биографическом эссе о Дарделе по хронологии только 1913 год… Чтож, продолжим…

Первая мировая

По официальным данным в 1914 году Дардел окончил учебу в Академии Матисса.
1913-1914 годы были интенсивным временем для Нильса и в творчестве, и в жизни. Правда, периоды активного творчества часто сменялись периодами, когда художник страдал от депрессии и отчаяния, глушил свою тоску (или, может, постоянный страх перед смертью, который возник после юношеской болезни) алкоголем.
Я обратил внимание, что во многих статьях о художнике, в описаниях его жизни с середины 1910-х-1920-х годов часто встречаются эпитеты «трагикомик с сексуальной амбивалентностью», «андрогинный плейбой с пожизненной любовью к красоте», «пьяный аристократ», «безродная богема». Учитывая, что андрогинность - это явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские, и мужские качества, а амбивалентность - двойственность отношения к чему-либо, в особенности в переживаниях, то вырисовывается типичный персонаж представителя богемы начала ХХ века.




Marie Laurencin (French, 1883-1956) Portrait of Nils Dardel. 1913 г.

Не знаю, сколько в этих эпитетах правды, а сколько иронии, но судя по тому, что Дардел восхищался Оскаром Уайльдом и сексуальной амбивалентностью, что сохранившаяся переписка с Рольфом показывает, что между ними были отношения очень романтического характера, в это можно поверить. Некоторые историки прямо заявляют, что Нильс был любовником своего покровителя Рольфа де Маре.




Rolf de Maré 1930 г.

Косвенными свидетельствами бисексуальности художника можно считать также знакомство и общение с теми, кого художник изобразил на своих картинах: театральным режиссером Эберто, которого вообще считали «коллекционером молодых мальчиков», или известным в Париже геем - писателем Ростаном.
Отмечу, что Париж первых десятилетий ХХ века часто называли «свободной зоной для альтернативных отношений». Поэтому Нильсу, приехавшему из Швеции, где гомосексуализм был уголовно наказуем вплоть до 1944 года, эта «парижская свобода» нравилась, поскольку она будоражила не только чувства, но и вдохновение.
Что касаемо творчества Дардела в эти предвоенные годы, то он написал немало интересных картин под впечатлением посещения Санлиса, в которых, правда, было больше фантазий, чем реальности. Историки пишут, что «он парил в мире фантазий и ассоциаций. Перед мольбертом он ощущал себя самым счастливым, потому что не хотел видеть реальность, каковой она была на самом деле, и понимал, что реальному миру он неинтересен». Но, при этом, он написал картину «Похороны вдовствующей королевы Софии» (Änkedrottningen Sofias Begravning), которая продолжила тему похорон в Санлисе, и отображала как раз реалии мира.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Änkedrottningen Sofias Begravning. 1914 г.

Возможно, картина эта писалась не из-за патриотических чувств, просто Нильс знал, что его «Похороны в Санлисе» видели много людей на выставке, они же говорили, что написано хорошо и вызывает эмоции. Дардел считал, что это одна из первых его картин, которой можно гордиться, поэтому просто решил повторить тему похорон.
В течение двух лет (1913-14) художник также много путешествовал в компании с де Маре. Когда началась Первая мировая война, Дардел вернулся в Стокгольм, продолжал общаться с Рольфом, и возобновил совместные вояжи только в 1916 году.
Друзья побывали в Испании и на острове Тенерифе. В Мадриде Нильс был очарован творчеством Эль Греко (1541-1614), особенно его шедевром «Погребение графа Оргаса», написанным созданная в 1586-88 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. Эта картина стала источником вдохновения для создания знаменитой работы Дардела «Умирающий денди» несколько лет спустя. Там же были написаны картины «Туристы на Тенерифе» (Turisten på Teneriffa, 1916) и «Порт на берегу Атлантического океана» (Hamn vid Atlantiska Oceanen, 1916).




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Turisten på Teneriffa. 1916 г.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Hamn vid Atlantiska oceanen. 1916 г.

Историки пишут, что после войны Нильс с де Маре совершили почти кругосветное путешествие. Де Маре к тому времени уже вовсю коллекционировал произведения искусства, и Нильс часто выступал в роли советчика или эксперта при покупках.
Некоторое время они провели в Тунисе и Алжире, где Дардел заинтересовался ориентализмом и восточными темами, которые появились у него, например, в картинах «Город в Тунисе» (Stad i Tunisien), а позже в «Индийских танцовщицах».




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Bayadères (Indian dancers). 1918 г.

В 1917 году художник совершил с де Маре путешествие в США, а оттуда отправился через океан в Японию. Посещение «страны восходящего солнца» изменило на время жизнь Дардела.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Нильс фон Дардел, Франция, Рольф фон Маре, постимпрессионизм, Швеция, Жак Эберто, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up