ЖЗЛ (НИЛЬС ФОН ДАРДЕЛ. ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ХУДОЖНИКОВ. Часть II - Путь к успеху.)

Aug 30, 2014 20:12

ПРОДОЛЖЕНИЕ Часть II

Академия Матисса




Ivan Constantin Johansson (Swedish, 1887-1946) Portrait of Nils Dardel.

Как пишут искусствоведы, «к великому разочарованию Дардела, обучение в национальных академиях Парижа оказалось очень похоже на то, что он уже оставил у себя на родине». Шведский историк искусства Карл Людвиг Лострём (Carl Ludvig Looström, 1848-1922), бывший с 1891 года секретарем шведской Академии искусств, а с 1900 года - директором Национального музея Стокгольма, писал, что в Швеции многие говорили о французе Матиссе, которого называли «эфемерным псевдобогом (efemär kvasigud), пытавшимся соблазнить своим стилем молодое поколение художников».
Так уж получилось, что Нильс стал учиться именно у художника и скульптора, лидера течения фовистов Анри Матисса (Henri Matisse, 31 декабря 1869 - 3 ноября 1954) в его частной Академии, где учились многие его соотечественники.







Henri Matisse (French, 1869-1954) Self-Portrait. 1918 г. Musée Matisse, Nice
Photo of Henri Matisse.

Частную школу живописи, которая получила название Академия Матисса, художник основал в январе 1908 года и преподавал с ней по 1911 год. За это время около ста студентов из числа французов и иностранцев получили в Академии образование. Студии Академии размещались в бывшем монастыре на углу улицы Рю де Вавилон и бульвара Инвалидов. Матисс предавал большое значение классической базовой подготовке, раз в неделю студенты посещали музей, согласно учебной программе, а работа с моделями начиналась только после освоения техники копирования.
В одно время с Дарделом в Париж отправилась целая группа молодых шведских художников, среди которых можно назвать будущих шведских знаменитостей, которые тоже учились у Анри Матисса. Конечно, каждое из этих имен заслуживает отдельного рассказа, но поскольку жизнь Дардела пересеклась с этими людьми, стоит рассказать и о них.
Например, Эйнар Йолин (Einar Jolin, 7 августа 1890 - 29 августа 1976), который окончил Художественную школу Ассоциации шведских художников, где учился у знаменитого пейзажиста Карла Фредрика Нордстрёма (Karl Fredrik Nordström, 11 июля 1855 - 16 августа 1923). В 1907 году студенты Школы была организовали художественную группу, получившую название «Молодые» (De unga), в состав которой вошли более 20 молодых художников.




Einar Jolin (Swedish, 1890-1976) Självporträtt. 1913 г.

В 1908 году вместе со своим другом Исааком Грюневальдом Йолин отправился в Париж учиться у Матисса. О нем Эйнар знал от одного из первых учеников французского фовиста, шведского живописца и графика Карла Пальме (Carl Palme, 1879-1960), который учился у Матисса в Школе искусств Слейда в Лондоне. Учеба у мастера имела для Йолина большое значение, не смотря на то, что Матисс все время называл его «щенок», так как он был самым молодым из его учеников.
Весной 1914 года Эйнар вернулся в Стокгольм, он вместе с друзьями из группы «Молодые» участвовал в нашумевшей Балтийской выставке в Мальме, о которой член Шведской королевской академии Альберт Энгстрём говорил, что он остался в недоумении, поскольку был не в состоянии понять работу молодых художников.
Йолин планировал вернуться в Париж, но началась Первая мировая, и он решил остаться в Стокгольме. Эйнар снял студию в центре Стокгольма и принялся усердно творить. На протяжении всей своей жизни художник писал романтические виды столицы, портреты и натюрморты в стиле «наив». Искусствоведы отмечали его тонкое чувство стильных линий в сочетании с яркими и чистыми цветами, а картины называли нежными.
Еще один из учеников Матисса и общий друг Йолина и Дардела - Леандер Энгстрём (Leander Engström, 27 февраля 1886 - 6 февраля 1927). Вместе с Йолином он учился в Художественной школе Стокгольма (1907-1908), а затем в 1909-1910 годах у Матисса в Париже.





Photo of Leander Engström (Swedish, 1886-1927)
Jan de Meyere (1879-1950) Photo-Porträtt av Leander Engström.

Впрочем, помимо учителя Леандер черпал вдохновение в творчестве Гогена, Ван Гога и Сезанна. Большую часть своей жизни художник путешествовал по северу Швеции, изображая северные горы, местную жизнь Лапландии в красочной, экспрессионистской манере. В начале 1920-х годов он в течение нескольких лет, с перерывами, провел в Италии, где нашел новые темы и вдохновение для своих работ. Энгстрём умер в возрасте 41 года. Его сыновья-близнецы Кьелл Леандер (Kjell Leander Engström, 1914-1979) и Торд Леандер (Tord Leander Engström, 1914-1985) тоже стали художниками. Кстати, сам Матисс отзывался о Леандере Энгстрёме, как об одном из самых талантливых своих учеников.
Ну, и наконец, талантливая семейная пара шведов Исаак Грюневальд и Сигрид Хьертен, о которых я подробно писал здесь.
Исаак Грюневальд (Isaac Hirsche Grünewald, 2 сентября 1889 - 22 мая 1946) - шведский художник еврейского происхождения родился в Стокгольме. Его имя стояло в первых рядах шведских модернистов - экспрессионистов на протяжении всей его карьеры, охватывающей четыре десятилетия.





Isaac Grünewald (Swedish, 1889-1946) Självporträtt. 1909 г.
Isaac Grünewald (Swedish, 1889-1946) Självporträtt med cigarr. 1937 г.

Путь в профессию у Исаака был тот же - сначала в течение трех лет Художественная школа в Стокгольме, группа «Молодые», затем Академия Матисса в Париже. Свою будущую жену Грюневальд встретил в 1909 году, уже после первого признания его, как художника, на выставке у себя на родине. Вместе они поехали продолжать учиться в Париж, в 1911 году поженились, и уже с 1912 года регулярно выставлялись вместе в Швеции и за рубежом.
Искусствоведы в настоящее время часто пишут, что именно Исаак с Сигрид «виноваты» в том, что всевозможные направления модерна прижились в Швеции. Хотя в то время и к женщинам-художницам относились с неодобрением, и был широко распространен в стране антисемитизм, в шведской прессе между 1910 и 1926 годами эта пара часто становилась предметом насмешек.
Несмотря на это, уже в 1920-х годах Грюневальд пользовался коммерческим успехом: он создал декорации для Шведской королевской оперы и других театров, украсил стены и потолок Малого зала в Концертном зале Стокгольма (1925-1926), который позже был переименован в Грюневальд зал, и в котором традиционно проходят церемонии вручения Нобелевских премий.
Грюневальд был профессором Королевской академии художеств (1932-1942), в 1941 году открыл собственную Художественную школу, во время Второй мировой войны художник работал на известном фарфоровом заводе Рёрстранд, основанном в Стокгольме еще в 1726 году.
Жена Исаака, Сигрид Хьертен (Sigrid Hjertén, 27 октября 1885 - 24 марта 1948) окончила Университетский колледж искусств, ремесел и дизайна в Стокгольме и получила высшее образование как учитель рисования.





Sigrid Hjertén (Swedish, 1885-1948) Självporträtt med palett. 1913 г.
Photo of Sigrid Hjertén. 1920-е

В 1909 году на одной из вечеринок девушка встретила своего будущего мужа, двадцатилетнего Грюневальда, который уже один год проучился у Матисса в Париже. Исаак убедил Сигрид, что ее призвание быть не учителем, а художником, и в этом же году она стала студенткой Академии Матисса. Учась в Париже, художница была поражена работой Матисса и Сезанна с цветом. Свое творчество она посвятила, как пишут историки, «достижению максимально возможной выразительности и передаче своих эмоций за счет упрощенных контуров, формы и цвета». Ее картины чаще сравнивают с немецкими экспрессионистами, типа Эрнста Людвига Кирхнера, чем с французскими фовистами. Хьертен создала сотни картин и приняла участие в 106 выставках.
Увы, в конце 1920-х годов художница стала страдать от психических растройств, связанных с шизофренией, что привело в 1930 году к ее периодическим госпитализациям на длительные периоды.
Когда Сигрид была помещена в психиатрическую клинику навсегда, Грюневальд развелся с женой, и в 1937 году вступил в повторный брак с Мартой Грунделл. В 1946 году Исаак вместе со второй женой погиб в авиакатастрофе, оставив после себя трех сыновей, родившихся в 1910, 1911 и 1940 годах. Спустя два года, в 1948 году, тихо скончалась в госпитале 63-летняя Сигрид…




Photo of Sigrid Hjertén.

Вот с этими художниками Нильс общался и учился в парижской Академии. Надо отметить, что Матисс оказал относительно небольшое воздействие на Дардела, как художника. Да и историки вторят: «не следует преувеличивать влияние Матисса на его молодых учеников».




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Samtal (Вызов). 1910 г.

Нильс не стал поклонником творчества учителя, к тому же его раздражали походы за копированием в музеи, поэтому он все чаще стал бывать в богемных парижских кафе, где в то время можно было встретить художников со всего мира. Они обсуждают искусство и его «революционные формы», и вскоре Дардел обнаруживает, что его интересует кубизм, для него он важнее, чем чистые цвета фовистов.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Manlig model (Мужская модель). 1911 г.

Забегая вперед, сообщу, что в тот период в Париже стиль художника еще не был окончательно сформирован. Он сложится чуть позже, и в нем будут отражены влияния постимпрессионистов и фовистов, кубизма и наивного искусства, и даже японской ксилографии.

Свеа

Проучившись первый год у Матисса, весной 1911 года Дардел отправился домой в Швецию. Его родители в то время жили в Стокгольме, юноша вёл богемный образ жизни и занимался творчеством, уделяя внимание, в первую очередь, портретам. На одной из вечеринок он познакомился со знакомой своего двоюродного брата Георга и его подруги Рагнильды - симпатичной девушкой по имени Свеа Сервин (Svea Cervin). Ей 21 год, Дарделу - 23. Влияние парижского общения, красота и молодость сближают молодых людей, и Свеа дает согласие позировать художнику для портрета.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Svea Cervin. 1911 г.

Критики назвали этот портрет «фейерверком игристого цвета и выражением живописного счастья». В нем видны четкие фовистские мотивы, основанные на «чистом» цвете, взятом непосредственно из тубы с краской и подчеркивающего самоценность этого цвета.
Портрет стал «памяткой» той беззаботной любви, которая возникла между художником и моделью. Увы, чувства переросли в роман, который к концу лета сошёл «на нет». В то время, как «виновник» их знакомства - кузен Георг решил жениться на своей подруге Рагнильде, Свеа и Нильс уже расстались. Как красиво написали в одной из статей, «бутон их романа так никогда и не расцвел». Нильс подарил Свеа этот портрет в память об их короткой встрече, а сам осенью того же года уехал в Париж, чтобы продолжить учебу и вернуться к богемной жизни. Свеа позже вышла замуж и стала фру Коллийн.

Немецкие друзья

1912 год стал для Нильса началом творческого рывка после встречи и знакомства с двумя немецкими историками искусства и коллекционерами. Портрет одного из них, Дардел написал сразу после возвращения в Париж.
Альфред Флехтхайм (Alfred Flechtheim, 1 апреля 1878 - 9 марта 1937) был немецким журналистом и арт-дилером, выходцем из семьи еврейских торговцев. Начинал от с совместного бизнеса с отцом Эмилем, торгуя зерном в Лондоне и Париже. После 1900 года стал коллекционировать картины, собирая работы Ван Гога и Сезанна, Пикассо и Кандинского, Мориса де Вламинка и Август Макке, французских авангардистов и немецких экспрессионистов.





Hanns Bolz (German, 1885-1918) Portrait of Alfred Flechtheim.
Alfred Flechtheim 1910 г.

В 1913 году Альфред открыл первую свою галерею в Дюссельдорфе, затем галереи появились в Берлине, Франкфурте, Кельне и Вене. Во время первой мировой войны Флехтхайма призвали служить в немецкую армию, его арт-бизнес рухнул, и в 1919 году всё пришлось начинать сначала. Уже в 1921 году он основал журнал «Сечение» (Der Querschnitt). После прихода к власти Гитлера нацисты закрыли галереи и журнал Флехтхайма, захватили и продали и его личную коллекцию произведений искусства, и все картины из галерей.
Печально, что наводку на «очередного еврея» дал властям помощник и бизнес-менеджер Альфреда - Алекс Вёмель, который после войны не мог (или не хотел!) вспомнить, кто такой Флехтхайм…
В 1933 году Флехтхайм, без гроша в кармане, бежал в Париж и пытался найти работу со своим бывшим партнером Даниэлем-Анри Канвайлером. Позже Альфред оказался в Лондоне, где даже организовал выставки немецких художников в изгнании. Однажды он поскользнулся на льду, был доставлен с переломом в больницу, где случайно проткнул ногу ржавым гвоздем, торчащим в больничной койке. В результате, Флехтхайм заработал сепсис, ему ампутировали ногу и вскоре он умер. Жена арт-дилера, дочь богатого промышленника из Дортмунда - Бетти Гольдшмидт, была с мужем в Лондоне до его последних дней. Затем она вернулась в Берлин. В конце 1941 года ей, как жене еврея, было велено явиться в комендатуру для депортации в Минск. Бетти перед приходом гестапо приняла смертельную дозу веронала. Сейчас наследники Флехтхайма пытаются вернуть конфискованные гестаповцами работы, часть которых находится в немецких музеях современного искусства.

Вторым немецким другом Дардела стал писатель, художественный критик и также коллекционер еврейского происхождения Вильгельм Уде (Wilhelm Uhde, 28 октября 1874 - 17 августа 1947).





Pablo Picasso (Spanish, 1881-1973) Portrait of Wilhelm Uhde. 1910 г.
Helmut Kolle (German, 1899-1931) Portrait of Wilhelm Uhde. 1930 г.

Уде к 1912 году успел изучить юриспруденцию в Мюнхене и Швейцарии, историю искусств во Флоренции, в 1904 году переехать в Париж, открыть публике и прессе совсем неизвестных Пабло Пикассо и Жоржа Брака, Анри Руссо и других представителей «наивного искусства». Уде успел даже побывать в коротком браке (1908-1910) с художницей Соней Терк, которая после развода вышла замуж за Робера Делоне и известна в истории искусств, как Соня Делоне. Примечательно, что отношения четы Делоне с Вильгельмом всю жизнь оставались очень теплыми. В 1914 году, после начала Первой мировой войны, коллекция Уде во Франции была конфискована, ему пришлось уехать из страны и вернуться лишь в 1924 году. Практически до самой смерти Уде прожил на юге Франции, занимаясь литературным творчеством и периодически устраивая в Париже выставки.

Санлис и первая выставка

Так вот, этот самый Вильгельм Уде открыл для Дардела маленький средневековый городок Санлис, который стал для художника источником вдохновения.
Санлис (Senlis) расположен на севере Франции, в регионе Пикардия, в 44 км от Парижа. Город имеет многовековую историю, начиная с античного племени галлов и королевского домена Каролингов, о чем свидетельствуют многочисленные памятники старины. Например, сохранившиеся части городских стен галло-римского периода и средневековые укрепления, Кафедральный собор Нотр-Дам, заложенный в 1155 году, и руины королевского дворца. Сюда, после смерти французского короля Генриха I в 1060 году, переселилась его супруга, королева Франции Анна Киевская, дочь Ярослава Мудрого.





Старинная улочка и кафедральный собор города Санлиса.

Город еще знаменит тем, что здесь родился известный художник-академист Тома Кутюр (Thomas Couture, 21 декабря 1815 - 30 марта 1879) и жила известная художница-самоучка, представительница примитивизма Серафина Луис (Séraphine Louis, 3 сентября 1864 - 11 декабря 1942), которую курировал Уде.
В Санлис Нильс отправился вместе со своим другом Эйнаром Йолином. Благодаря общению с Уде и, возможно, знакомству с Серафиной, Нильс и Эйнар были вдохновлены французским наивом в лице того же Анри Руссо (1844-1910) по кличке «Таможенник». Позже они одними из первых представят наивную живопись, как новый жанр, у себя на родине.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) In a street in Senlis. 1913 г.

Таким образом, в течение нескольких лет виден интерес Дардела к новым движениям модернизма: от экспериментов с кубизмом и оттенками серого цвета в 1910-м, через пуантилизм 1912-го, выраженный в ярких красках, украшением поверхности узорами, пятнами и точками, и смешанный с повествовательным стилем наива, к поздним постимпрессионистическим тенденциям середины 1910-х годов. Доминирующим предметом в картинах Дардела становится человеческая фигура, а темой - человеческие отношения и чувства.
Типичным примером этих творческих поисков являются картины «Begravning i Senlis» (Похороны в Санлисе, 1913) или «Rue Ville De Paris» (Парижская улица, 1912), которые Нильс написал во время пребывания в этом маленьком городке.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Begravning i Senlis. 1913 г.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Rue Ville de Paris i Senlis. 1912 г.

В следующем, 1913 году Дардел вновь посетил Швецию, чтобы принять участие в своей первой коллективной выставке на родине в столичном салоне Йоэля. Выставка представляла работы группы, которая называла себя «Восьмерка» (De åtta), и в которую входили художники, получившие образование или учащиеся в Париже. Кроме уже знакомых нам имен Дарделя, Йолина, Энгстрёма, Грюневальда и Хьертен, в нее входили художники Тор Бьюрстрём (Tor Bjurström, 1888-1966), Биргер Симонссон (Birger Simonsson, 1883-1938) и Гёста Сандельс (Gösta Sandels, 1887-1919). И хотя выставка не стала столичным событием, активно не посещалась и не собрала большой прессы, историки позже в один голос заявили, что именно «эти художники создали шведский модернизм».




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Turisthotellet i Rättvik. 1915 г.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Parisergata (Улица в Париже). 1915 г.

После выставки Дардел остался на всё лето в Стокгольме. Он активно творил, написал вид набережной Нибровикен, лодки в гавани, парк Берцелиуса, названный в честь знаменитого шведского химика Йёнса Якоба Берцелиуса (1779-1848), а к осени вновь поспешил к привычному богемному образу жизни в Париж.




Nils Dardel (Swedish, 1888-1943) Motiv från konstnärens ateljé, Nybroviken (Сцена из мастерской художника, Нибровикен). 1918 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...



Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up