Меня иногда в комментариях спрашивают: как Вы находите новые имена и интересные картины. Отвечаю, что всегда всё происходит как-то спонтанно, то нашел автопортрет художника и полез посмотреть - кто таков и что писал, то интересную картину увидел и в поисках атрибуции набрел на интересный материал об авторе. Часто мои друзья-лирушники и постоянные читатели подбрасывают новые имена и картины. За что я всегда им благодарен, ибо не только сам узнаю что-то новое, но и вас знакомлю с забытыми или неизвестными именами. Вот, например, мой друг, историк искусств ВВВладимиров презентовал мне недавно автопортрет итальянского художника. Полез в галереи - сплошные марины и городские пейзажи (как вы помните, не «мой» жанр!). Но потом решил - а напишу-ка я об этом неаполитанце, ведь в русскоязычном инете о нем ни слова! А творчество его - яркое и позитивное. В подготовке материала мне очень помогла большая статья о художнике, написанная журналистом Антонио Ла Гала в одной неаполитанской газете. Так что, знакомьтесь!
Аттилио Прателла
(настоящая фамилия Прателли)
Attilio Pratella
1856, Луго-ди-Романья - 1949, Неаполь
Attilio Pratella (Italian, 1856-1949) Autoritratto nello studio.
Итальянский живописец, пейзажист и маринист, один из самых известных художников, которые работали в Неаполе в конце девятнадцатого и первой половине ХХ века.
Аттилио родился в городке Луго, в регионе Эмилия-Романья, в провинции Равенна в семье коммерсанта, занимающегося торговлей зерном. С малых лет мальчик проявил склонность к рисованию, недюжинный талант и упорство в овладении рисованием. Азы живописи Аттилио постигал в гимназии Тризи в родном городке. Часто после уроков он оставался один в школе, чтобы копировать картины или рисовать интерьеры и натюрморты. Уже в возрасте 16 лет Прателла проиллюстрировал книгу по хирургии по заказу врача из Болоньи, а также переписал рекламные картины для местной парикмахерской, поскольку старые ему показались просто уродливыми.
Болонья
В 1877 году будущий художник был уже известным юным талантом в городе, поэтому муниципалитет города Луго присудил ему стипендию для обучения в Академии художеств в Болонье. Еще перед отъездом на учебу Аттилио в порыве юношеского бунта против родителей изменил свою фамилию, заменив в ней последнюю букву.
В течение двух лет Прателла учился в Болонье у флорентийского живописца Антонио Пуччинелли (Antonio Puccinelli, 1822-1897).
Edoardo Gelli (Italian, 1852-1933) Ritratto del Pittore Antonio Puccinelli. 1905 г.
Среди его однокурсников называют художников Марио де Мария (Mario de Maria, 9 сентября 1852 - 18 марта 1924), Алессандро Скорцони (Alessandro Scorzoni, 22 апреля 1858 - 31 июля 1933), Аугусто Сезанна (Augusto Sezanne, 1856-1935) и Тулио Гольфарелли (Tullio Golfarelli, 24 июня 1853 - 30 марта 1928). Во время учебы Аттилио познакомился с поэтом Джованни Пасколи (Giovanni Agostino Placido Pascoli, 31 декабря 1855 - 6 апреля 1912), для которого проиллюстрировал его первый сборник стихов «Myricae».
Pittore Mario De Maria (Marius Pictor) (Italian, 1852-1924)
Pittore Tullo Golfarelli (Italian, 1852-1928) 1928 г.
В художественной среде Болоньи в то время было много разговоров об известных неаполитанских художниках того времени: Филиппо Палицци (Filippo Palizzi, 16 июня 1818 - 11 сентября 1899), Доменико Морелли (Domenico Morelli, 4 августа 1826 - 13 августа 1901), Франческо Паоло Микетти (Francesco Paolo Michetti, 4 августа 1851 - 5 марта 1929) и Эдуардо Дальбоно (Eduardo Dalbono, 10 декабря 1841 - 23 августа 1915).
Francesco Paolo Michetti (Italian, 1851-1929)Autoritratto.
Один из однокурсников Аттилио по Академии, Рокко Лентини (Rocco Lentini, 7 февраля 1858 - 20 ноября 1943) из Палермо, который часто работал по заказам коллекционера антиквариата в Неаполе, предложил ему переехать в этот солнечный приморский город, который тоже славился своей Академией художеств. И Прателла принял это предложение.
Rocco Lentini (Italian, 1858-1943) Autoritratto.
Rocco Lentini (Italian, 1858-1943) Autoritratto. 1930 г.
Неаполь
Получив городскую стипендию на продолжение обучения, он в 1880 году переехал в Неаполь и поступил в Королевский институт изящных искусств. Среди педагогов юноши называют уже упомянутых Палицци и Морелли.
Filippo Palizzi (Italian, 1818-1899) Autoritratto.
Domenico Morelli (Italian, 1826-1901) Autoritratto. 1860 г. The Ashmolean Museum of Art
Историки пишут, что Аттилио в юности был по натуре очень застенчив, поэтому переезд в незнакомый город был связан с некоторыми проблемами адаптации и устройства. Молодой человек несколько раз менял квартиры, сначала устроился в меблированной комнате на улице Старый Гуантай. Затем переехал в известный среди художников квартал Паллонетто Санта Лючии. Там в разные годы проживали многие известные живописцы: голландец Каспар ван Виттель (Caspar van Wittel, 1653 - 13 сентября 1736), русский Орест Кипренский (24 марта 1782 - 17 октября 1836), бельгиец Франц Вервлое (Frans Vervloet, 1795-1872), многие итальянцы и др. Но позже Прателла переселился в отель под названием «Россия».
«Прыгая с места на место», Аттилио, тем не менее, познакомился и подружился со своими свестниками, художниками Гаэтано Эспозито (Gaetano Esposito, 17 ноября 1858 - 8 апреля 1911) и Винченцо Мильяро (Vincenzo Migliaro, 8 октября 1858 - 16 марта 1938).
Творческая манера молодого художника формировалась под влиянием Антонио Манчини. Стиль Прателлы сложился примерно к 1883 году, основан он был на реализме Манчини и колорите Де Ниттиса.
Однако, вскоре Аттилио пришлось бросить учебу. Его родной город не продлил художнику стипендию, как предполагают историки, по причине того, что брат художника занялся политикой и стал выступать на стороне ярко выраженных республиканцев. В результате многообещающий студент остался без стипендии, затем без средств к существованию, и ему пришлось покинуть Академию.
Жизнь с нуля
Прателла пытался найти работу, договорился трудиться в качестве помощника дизайнера и сценографа из Палермо, но после изнурительной морской болезни, связанной с поездкой в Палермо на переговоры, он решил остаться в Неаполе, понимая, какие финансовые и экономические трудности его будут ожидать, ведь помощи Аттилио ждать было не от кого.
Художник снял скромное жилье по соседству с кладбищем Поджореале, это помещение использовалось раньше как склад, а позже как хранилище для гробов. Это место многие историки описывают, как трущобы Неаполя.
Чтобы как-то зарабатывать на жизнь, Прателла при посредничестве своего друга по Академии в Болонье - Лентини, показал свои акварели неаполитанскому антиквару Варелли, на которого тот работал. Увидев работы художника, антиквар предложил ему написать серию картин, изображающих керамику знаменитой неаполитанской фабрики фарфора Каподимонте (Capodimonte), которая была основана в 1743 году королем Неаполя и обеих Сицилий Карлом III из династии Бурбонов. Каподимонте - самый высокий и совершенный пример в области художественной итальянской керамики и один из видов художественного ремесла, наиболее оцененного во всем мире за мастерство исполнения и тщательное выполнение деталей. Кстати, так же называется нынче Национальный художественный музей в Неаполе, расположенный в бывшей летней резиденции Бурбонов.
Эта работа не особо нравилась Аттилио, но за нее все же платили.
Еще один вариант дохода художник нашел в одной из знаменитых кондитерских Неаполя. Он убедил владельца кондитерской заменить традиционные свадебные бонбоньерки из картона на деревянные ящички, которые можно было расписывать ведутами, жанровыми сценками или фигурами в национальных костюмах. Напомню, что бонбоньерки (фр. bonbonnière - «конфетница») - это небольшие, красиво оформленные коробочки для конфет. На свадьбах традиционно бонбоньерки дарили гостям в знак благодарности за то, что они посетили торжество. Еще в Древнем Риме на свадебных торжествах всем приглашенным дарили миндаль и засушенные фрукты - как символ плодородия и процветания, а первые бонбоньерки появились в 15-16 веке. Причем, они были в форме куба или сундучка, изготавливались из меди, золота, серебра, натуральной кожи, фарфора или хрусталя, и украшались драгоценными камнями у знаменитых ювелиров. Историки пишут, что сохранившиеся бонбоньерки, расписанные Прателлой, являются сейчас настоящими антикварными раритетами. К сожалению, нигде не нашел ни керамических произведений Прателлы, ни расписных бонбоньерок...
Керамист
Вскоре имя Прателлы стало на слуху в художественных кругах Неаполя. Как совсем недавно акварели Аттилио впечатлили антиквара Варелли, так и сейчас его расписные бонбоньерки понравились владельцу керамической фабрики у моста Маддалена Чезаре Каччиапуоти (Cesare Cacciapuoti). Синьор Чезаре любил экспериментировать с глазурью в поисках новых методов улучшения и изменения колорита. Он и предложил Прателле расписывать керамику на своем заводе. Отмечу, что неаполитанская керамическая промышленность в те дни была популярна не только в стране, но и за рубежом. Публике нравились фигурки, созданные в стилистике восемнадцатого века. Кроме фабрики братьев Каччиапуоти известны были предприятия Мазареллы и Кампаньи.
Историки пишут, что над керамикой работали известные живописцы, не стеснявшиеся творить рядом с простыми рабочими-гончарами. Например, когда Прателла работал на фабрике братьев Каччиапуоти, его коллегами были Томмазо Челентано (Tommaso Celentano) и скульптор Франческо де Маттейс (Francesco de Matteis, 1852-1917). Довольные работами Аттилио, работодатели даже организовали выставку «Художественная керамика Прателлы», которая была показана не только в Италии, но и за рубежом.
Отмечу, что в середине 1880-х годов художник не только занимался росписью керамики, но и активно писал картины, часто небольшого размера, чтобы они лучше продавались. Некоторые работы художника даже выпускались в виде открыток. Позже, вспоминая этот период творческого становления, Прателла любил повторять фразу, услышанную однажды от художника Эдуардо Дальбоно: «Я собираюсь писать картины, потому что хочу есть».
Eduardo Dalbono (Italian, 1841- 1915) Autoritratto.
К слову, искусствоведы отмечают, что часто пейзажи, выполненные на бонбоньерках и керамических изделиях, напоминали по стилю именно картины Дальбоно. Говорят, художник помогал Аттилио «словом и делом», чтобы найти свою «нишу» в пейзажном творчестве и «вырваться на свободу из нищенского существования». Путь этот занял у Прателлы несколько лет.
Повторюсь, работая над росписями керамики и выполняя другие заказы, чтобы как-то выживать в еще не ставшем родным городе, художник продолжал писать картины и использовал любую возможность принять участие в выставках. Еще будучи студентом неаполитанского Института, Аттилио в 1881 году представил свои работы на традиционной городской выставке Promotrice napoletana имени Сальватора Розы. В этом «смотре искусств» художник будет принимать участие регулярно вплоть до начала тридцатых годов ХХ века (1881-1934).
В середине 1880-х годов Прателла познакомился и подружился с писателем и журналистом Гаэтано Миранда, которого называли «соперником» Золя в показе социальной жизни итальянцев. Вместе с Гаэтано Аттилио исследовал улочки и переулки трущоб Неаполя, которые были знакомы ему самому, когда писатель начал работу над книгой «Неаполь, который умирает» (Napoli che muore). Художник сделал серию иллюстраций к этой книге, опубликованной в 1889 году, изобразив мрачные здания и улочки, бедных жителей кварталов. Как написал историк искусств Скеттини в 1954 году, «там, в этих темных переулочках и аллеях, художник осмеливался открывать
коробку с красками, чтобы несколькими штрихами и линиями набрасывать фасады зданий и фигуры людей».
Джузеппе Кашаро
Историки называют рубеж девятнадцатого и двадцатого века самым плодотворныи и успешным периодом в творчестве Прателлы. И, в первую очередь, отмечают творческое сотрудничество и многолетнюю дружбу с коллегой - художником-пейзажистом Джузеппе Кашаро (Giuseppe Casciaro, 9 марта 1861 - 25 октября 1941).
Antonio Mancini (Italian, 1852-1930) Portrait of Giuseppe Casciaro. 1923 г. Castle Sant'Elmo Museum in Naples
Признаться, как и когда познакомились эти два художника, биографии умалчивают, но известно, что в 1886-1887 годах они вместе снимали меблированные комнаты на улице Фориа. К тому же часто выезжали на пленэр, чтобы писать зеленые холмы Вомеро, окрестности городка Искья и морские пейзажи Капри. Поэтому, считаю, следует немного рассказать о самом близком друге нашего героя, которого называют известным пейзажистом в мире и почти неизвестным художником на родине.
Джузеппе родился в городке Ортелле региона Апулия в семье Джованни Кашаро и Сальваторы Мауро. В возрасте двенадцати лет он остался круглой сиротой и воспитывался у дяди по линии отца, который служил священником. Учился юноша в гимназии в Малье, и дядя настоятельно рекомендовал, чтобы Джузеппе продолжил учебу, выбрав профессию врача. Но мальчик увлекся живописью, не без помощи профессора рисования в гимназии Паоло Эмилио Стази (Paolo Emilio Stasi, 1840-1924), который заметил его талант и всячески поощрял увлечение Джузеппе искусством.
Photo of Paolo Emilio Stasi (1840-1922)
Сам Стази в свое время окончил фармацевтический курс в университете Неаполя, а затем поступил в Институт изящных искусств, где учился у художника Джузеппе Манкинелли (Giuseppe Mancinelli, 1813-1875), получив в 1875 году диплом. С 1870 по 1891 год Стази преподавал в гимназии в Малье, став первым учителем не только для Кашаро, но и нескольких других своих учеников, ставших впоследствии художниками. Стази писал портреты, картины на религиозные темы и морские пейзажи, увлекался палеонтологией и первобытной археологией.
После окончания гимназии дядя убедил Джузеппе поступать в университет в Неаполе на медицинский факультет, но юноша уже сделал свой выбор. Его учитель Стази помог юноше поступить в Институт изящных искусств, и Кашаро стал учиться «на художника». Педагогами Джузеппе были исторический живописец Джоаккино Тома (Gioacchino Toma, 1838-1891) и скульптор Станислао Листа (Stanislao Lista, 8 декабря 1824 - 12 февраля 1908).
Gioacchino Toma (Italian, 1838-1891) 1880 г. Biblioteca Lucchesi Palli, Napoli
Luigi Galante Photo of Gioacchino Toma.
Кашаро для изучения выбрал пастельную технику, а среди всех жанров предпочел пейзаж. Счастьем для молодого художника стала встреча с именитым уже тогда художником из Абруццо Франческо Паоло Микетти (Francesco Paolo Michetti, 1851-1929), который и учил Джузеппе писать пейзажи в технике пастели.
Дядя-священник был в благостной уверенности, что племянник учится в университете. И только в 1883 году при встрече со своим знакомым, будущим ректором университета Неаполя Луиджи Боттацци, он случайно узнал, что Джузеппе вместо изучения медицины посещает занятия в Академии искусства (как называли Институт изящных искусств сами неаполитанцы). Возмущению родственника не было предела, и после раскрытия обмана он тут же прекратил финансирование и всяческую поддержку молодого человека. Для Кашаро наступили тяжелые дни (напомню, подобное бедственное положение пережил и Прателла), правда, изредка и тайком юноше все же старались помочь его тетки Каролина и Кармела.
В 1887 году художник представил на традиционной выставке «Promotrice Salvator Rosa» одиннадцать своих работ, сделанных в технике пастели. Работы отметили педагоги Института (по случайному совпадению - учителя Прателлы) - Палицци и Морелли, и Кашаро получил приглашение продолжить учебу в их мастерской.
В следующем году Джузеппе представил на выставке уже двенадцать работ, он принимал участие в выставках "Promotrice di Napoli» до 1911 года. С тех пор любимой техникой художника стала пастель, хотя иногда он писал и картины маслом. «География» картин Кашаро не обширна, он любил изображать окрестности Неаполя, красивые скалы Кастро, пейзажи Ирпинии и Апулии, солнечный Капри. Очень много картин в творчестве художника запечатлели родной городок Ортелле, куда Кашаро часто приезжал уже после примирения со своим дядей.
К биографии Кашаро я еще вернусь, а пока давайте проследим, чем же занимался наш герой - Прателла в конце 1880-х годов.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...