ПРОЕКТ "ВРЕМЕНА ГОДА" (ЧАСТЬ 76 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ПИТЕРА КАНДИДА)

Jul 23, 2014 13:19

В исторических документах имя этого художника упоминается по-разному: Питер де Витте I (Pieter de Witte I), Пьетро Кандидо (Pietro Candido), Петер де Вит (Peter de Wit), Питер Кандид (Peter Candid). Поскольку рожден он был во фламандском Брюгге, учился и творил в итальянской Флоренции, а затем много лет жил и работал в немецком Мюнхене, при дворе герцогов Баварии. Видимо поэтому его зрелое творчество считают «памятниками немецкого искусства», а нидерландцы не претендуют на то, чтобы называть Кандида своим художником. Поскольку, художник жил в далеком от нас XVI веке, многие данные о его жизни противоречат друг другу, либо основаны на предположениях. И все же я попытался выстроить его биографию, поскольку в мои «коллекционные сети» попали две замечательные тематические серии (правда, одна не полностью…). Но обо всем по порядку, и для начала предлагаю посмотреть картины, а потом уже познакомимся с автором.

Die Jahreszeiten (Времена года)




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die Jahreszeiten. Frühling (Весна).






Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die Jahreszeiten. Sommer (Лето).




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die Jahreszeiten. Herbst (Осень).




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die Jahreszeiten. Winter (Зима).

Эта серия выполнена была в гравюрах в 1699-1700 годах.

Die zwölf Monate (Двенадцать месяцев)




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die zwölf Monate. Mai (Май).




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die zwölf Monate. Juli (Июль).




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die zwölf Monate. August (Август).




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die zwölf Monate. September (Сентябрь).




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die zwölf Monate. Oktober (Октябрь).




Peter Candid (Flemish, 1548-1628) Die zwölf Monate. Dezember (Декабрь).

Гравюры с этой серии картин были выполнены в 1701-02 годах.

Об авторе

Питер Кандид
Peter Candid

1548, Брюгге - 1628, Мюнхен




Peter Candid Büste in der Münchner Ruhmeshalle (Бюст Петера Кандида в мюнхенском Зале Славы).

Нидерландский (фламандский) живописец, рисовальщик, гравер и архитектор эпохи маньеризма.
Питер родился во Фландрии, его отец - Элиас Питер де Витте (Elias Pieter de Witte), был, по одной версии, бронзолитейщиком, а по другой - ткачом гобеленов. О матери Кандида никаких сведений нет. В биографиях пишут, что «ещё ребенком Питер переехал со своим отцом во Флоренцию, где тот получил работу на гобеленовой мануфактуре» (значит, все-таки гобеленщик!!!), указано также, что произошло это в 1568 году. Но в этом году «мальчику» уже исполнилось 20 лет!!! Правдоподобной кажется дата - 1558 год, встреченная мной лишь в одной информационной статье о художнике. Отмечается также, что переезд семьи из Брюгге в Италию не был связан с религиозными преследованиями, как говорится, папаша поехал за границу «за длинным рублем».

Италия

Перебравшись в Италию, семья приняла фамилию Кандидо, в чем причина - не знаю, но в итальянском языке слово candid имеет значения - искренний и безобидный. Будущий художник стал называть себя Пьетро ди Пьетро Кандидо, предпочитая такую итальянскую форму имени всю оставшуюся жизнь.
Художественное образование Кандид получил в Италии. Существуют сведения, что он учился у художника Джорджо Вазари (Giorgio Vasari, 30 июля 1511 - 27 июня 1574), прозванного Аретино и больше известного, как автор знаменитого монументального биографического труда «Жизнеописания известных художников».




Giorgio Vasari (Italian, 1511-1574) Self-Portrait. между 1550-1567 гг. Galleria degli Uffizi, Florence

Историки пишут, что Питер помогал Вазари в работе над росписями Царского зала (Sala Regia) Ватиканского (Апостольского или Папского) дворца в Риме и купола Флорентийского собора. Отмечу, что зал официальной резиденции Папы римского украшен также фресками живописцев Саммакини, братьев Цуккеро, Сальвиати и Сиккиоланте.
Впрочем, об ученичестве у Вазари известно из книги голландского художника и биографа Карела ван Мандера, с которым Кандид встречался во Флоренции в 1574 году. Мандер описывает в своей книге соотечественника, как уже сформировавшегося художника, который пишет картины маслом и создает фрески. Уточню, что в некоторых источниках указано, что «Кандид учился живописи во Флоренции в течение 1560-х годов», хотя никаких имен учителей не называется.

В архивных документах имя Кандида впервые упоминается в записях 1569 года, где указывается, что художник работал над фресками в часовне Святого Луки флорентийской Академии художеств. Примерно в это же время Кандид выполняет эскизы гобеленов для семейства Медичи, впрочем, документального подтверждения выполнения этих работ нет, а если художник и создавал эти гобелены, то было это до 1574 года. Поскольку в 1575 году Пьетро Кандидо стал работать при дворе Великого герцога Тосканского Фердинандо I Медичи, и находился на службе у герцога последующие почти десять лет.
В 1576 году художник стал членом флорентийской Академии художеств, а в 1583 году, после годичного пребывания в Риме, где работал над очередным заказом Медичи, Пьетро был избран академиком живописи. Художнику было всего 35 лет.
О стиле и манере художника историки пишут, что в раннем творчестве он находился под влиянием живописи Бронзино и Алессандро Аллори, а с 1580 года стал изучать творчество титанов совсем недавней для него по времени эпохи Возрождения. Позже на стиль Кандида повлияла голландская живопись, что особенно чувствовалось в изготовленных по его эскизам гобеленах.

Бавария

В 1586 году Кандида по рекомендации скульптора Джамболонья (Giovanni da Bologna or Giambologna, 1529 - 13 августа 1608) вызвал в Мюнхен герцог Вильгельм V Баварский (Wilhelm V von Bayern, 29 сентября 1548 - 7 февраля 1626).




Hans von Aachen (German, 1552-1615) Porträt von Herzog Wilhelm V von Bayern.

Джамболонья (или Джованни да Болонья) родился в габсбургской Фландрии, в городке Дуэ, ныне находящимся во Франции. Учился он в Антверпене, потом уехал в Италию, где изучал в Риме античную скульптуру и около двух лет работал учеником великого Микеланджело. В 1553 году скульптор переехал во Флоренцию, где и провёл большую часть своей жизни. Он также работал для семьи Медичи, поэтому знал Кандида. Выполняя очередной заказ для герцога Баварского, Джамболонья и порекомендовал ему своего земляка, тем более, что в творчестве они абсолютно не были соперниками. Одно время существовала версия, что Кандид даже написал портрет Джамболоньи, но позже эту работу приписали кисти болонского живописца-маньериста Бартоломео Пассаротти (Bartolomeo Passarotti, 1529 - 1592). Любителям живописи более известны портреты Джамболоньи, выполненные немцем Хансом фон Аахеном (Hans von Aachen, 1552-1615) и голландцем Хендриком Гольциусом (Hendrick Goltzius, 1558-1617).





Hans von Aachen (German, 1552-1615) Porträt von Giambologna. Kunsthistorisches Museum, Wien
Hendrick Goltzius (Dutch, 1558-1617) Portrait of Giambologna. 1591 г.

По прибытию в Мюнхен Питер очень быстро завоевал авторитет у художников и ремесленников, работавших при баварском дворе, в этом же 1586 году он был назначен Вильгельмом V первым придворным художником Баварии. С этого времени Кандид жил в Мюнхене с небольшими перерывами до самой смерти.
Для Вильгельма V Питер украсил своими фресками усадьбу Шлайсхайм, заложенную герцогом в 1597 году, после «выхода на пенсию». В 1616 года усадьба перешла во владение курфюрста Максимилиана I, а в 1626 году перестроена во дворец.
Первыми работами Кандида в Баварии стали несколько алтарей, один из которых был выполнен для иезуитской церкви Святого Михаила. Этот храм был построен в конце XVI века по приказу Вильгельма V, и в нем герцог был потом похоронен.

Отмечу, что в 1596 году Питер даже планировал оставить службу при дворе, продать свой дом в Мюнхене и вернуться в Италию, причиной тому стали большие финансовые проблемы. Но в 1597 году Вильгельм V передал правление герцогством своему сыну Максимилиану I (Maximilian I. Kurfürst von Bayern, 1573-1651), тот пообещал художнику новые заказы, и тот продолжил работать уже при дворе преемника. Во время правления Максимилиана I поле деятельности Кандида действительно расширилось. В 1604 году в Мюнхене была основана ковровая мануфактура, и художник был назначен ответственным за разработки гобеленов, создав за несколько лет четыре тематических цикла.
В 1611-1619 годах Кандид оформил несколько залов мюнхенской резиденции Максимилиана I, в 1619 году написал картину для «Золотого зала» Аугсбургской ратуши, а в 1620 году начал свою последнюю работу - «Успение Пресвятой Богородицы», для Собора Пресвятой Девы Марии или Фрауэнкирхе (Frauenkirche) в Мюнхене. Искусствоведы отмечают, что эта картина выполнена уже в стиле раннего барокко, пришедшего на смену маньеризму. По эскизам художника были выполнены также: фонтан во дворе мюнхенской резиденции со статуями первых герцогов Баварии - фон Виттельсбахов, которых всех звали Отто, и надгробный памятник императору Людовику в Фрауэнкирхе.
Историки отмечают, что религиозная тема в творчестве Кандида является своеобразным зеркалом амбиций баварских правителей, которые все были приверженцами принципов католического движения Контрреформации.

В 1626 году 78-летнему художнику пришлось по состоянию здоровья закрыть свою мастерскую и уйти на «заслуженный отдых», а два года спустя, в марте 1628 года, Питер Кандид тихо скончался в Мюнхене.
Голландский художник и литератор Иоахим фон Сандрарт в своей книге описывает Кандида, как «универсального художника», который помимо религиозной живописи и маньеристских картин писал пейзажи и портреты, создавал гобелены. Его работам часто подражали, многие картины были воспроизведены, например, Амлингом и Циммерманом в виде гравюр.
Историки пишут, что до нашего времени сохранились около ста тридцати картин и эскизов, гобеленов и гравюр с его работами. Правда, немецкий историк искусства Бригитта Фолк-Кнюттель, исследовавшая творчество Кандида, называет чуть большее количество работ - 51 картину, 117 рисунков и эскизов гобеленов и 41 лист гравюр. Итого - 209. Автор называет флорентийско-баварского голландца очень талантливым художником с замечательной для своего времени, стабильной карьерой.
Бюст художника установлен в Зале Славы в Мюнхене. Его именем названы в Мюнхене улица, площадь, мост и станция метро.

Источники - Википедия, электронные энциклопедии, сайты 1, 2.



Серия сообщений "Тематические циклы":
Часть 1 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 1 - ФЕРДИНАНД ВАГНЕР)
Часть 2 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (Часть 2 - "ПОЭМА О КОРДОВЕ" ХУЛИО РОМЕРО ДЕ ТОРРЕСА.)
...
Часть 33 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 34 - ФРАНСИСКО ДЕ БАРРЕРА. ВЫЧЕРКНУТЫЙ ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖНИК.)
Часть 34 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (ЧАСТЬ 35 - 12 МЕСЯЦЕВ. ЦИКЛ СОФИИ СТРЫЕНЬСКОЙ.)
Часть 35 - ПРОЕКТ "ВРЕМЕНА ГОДА" (ЧАСТЬ 76 - ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ПИТЕРА КАНДИДА)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up