ТЕМАТИЧЕСКИЕ СЕРИИ ХУДОЖНИКОВ (СЕРИЯ "ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ" ЙОЗЕФА МАНЕСА НА ЧАСАХ РАТУШИ

Jul 22, 2014 14:08

Причиной поговорить о часах на южной стене башни Староместской ратуши в Праге, которые называются еще Пражскими курантами или Пражским Орлоем (Pražský orloj) послужил тот факт, что к их декоративному украшению имеет отношение чешский живописец Йозеф Манес (Josef Mánes, 12 мая 1820 - 9 декабря 1871), о жизни которого я недавно выложил материал в своем дневнике.





Maxmilián Švabinský (Czech, 1873-1962) Josef Mánes (hlava).
"Циферблат Манеса". Пражские куранты на Вацлавской площади в Старом Граде Праги.

А еще то, что я имел удовольствие любоваться этими часами, не зная тогда и сотой части их многовековой истории. А поскольку декоративные картины Манеса для курантов представляют собой серию «Двенадцать месяцев», то заодно решил пополнить и эту свою рубрику. Итак!



О часах

Пражские куранты - это средневековые башенные часы, установленные на Староместской (Вацлавской) площади в Праге.




Пражские куранты на Вацлавской площади.

Внешний вид курантов разрабатывался поэтапно. Самые старые детали часов относятся к 1410 году. Придумал астролябию профессор математики и астрономии и ректор Карлового университета (университет имени Карла IV) Ян Шиндел, а изготовил часовой мастер Микулаш из Кадани. Установка часов была завершена к 1419 году.




Пражские куранты.

В 1490 году был добавлен нижний календарный циферблат, изготовленный часовщиком Ганушем (настоящее имя - Ян из Руже). Тогда же фасад циферблат часов был украшен готическими скульптурами. Облицовка вокруг циферблата представляла собой мотивы известных работ немецкого архитектора и скульптора, представителя архитектурной династии Петера Парлера (Peter Parler, 1330 или 1333 - 13 июля 1399), который жил и умер в Праге, сформировал архитектурный облик Нового Места, построил Карлов мост и башни при нём, а также много церквей в Пражском Граде.




Peter Parler (German, 1330/1333 - 1399) Self-portrait. 1370-1379 гг. St. Vitus Cathedral

В 1572 году часы были отреставрированы чешским художником, инженером и часовым мастером Яном Таборским (Jan Táborský, 1500-1572). Ян был иллюстратором и даже автором сборников протестантских песнопений. Часы на здании ратуши он ремонтировал в течение почти двадцати лет (1552-1572 годах), полностью переделав их механизм.




Jan Táborský (1500-1572)

Но, тем не менее, в дальнейшие годы часы много раз останавливались. Дело в том, что за работой часов на Староместской площади всегда отвечал специальный смотритель. Случались целые годы, когда часы были без присмотра, и на должность смотрителя не могли найти знающего человека. А еще часто и смотритель был, но при поломке механизма часы тоже не работали, поскольку их не могли отремонтировать из-за непонимания всей конструкции астролябии. Известно, что в период с 1791 по 1866 годы верхний циферблат - астролябия была сломана, тогда как механизм нижних часов продолжал свой ход.
В XVII веке в часы были добавлены движущиеся фигурки и остальные элементы декора, а фигуры апостолов появились в ходе капитального ремонта 1865-1866 годов. Тогда же Манес и написал свою серию «12 месяцев». Специалисты условно делят Пражский Орлой на три части - «Шествие апостолов» (Chod apoštolů), «Сфера» (Cféra) и «Календарь» (Kalendárium). После ремонта и реставрации часов в 1866 году они управляются при помощи механического хронометра Ромуальда Божeка.

Верхний циферблат - Астрономические часы

Астрономические часы или астролябия показывают годы, месяцы, дни и часы, время восхода и захода Солнца, время восхода и захода Луны, а также положение знаков зодиака.




В центре циферблата располагается Земля, вокруг которой вращается Солнце. Глядя на часы, можно определить три часовых измерения и узнать интересующее среднеевропейское, старочешское или звездное время. Самая крупная по диаметру окружность, на которой изображены крупные арабские числа, показывает старочешское время. Интересный факт, но до середины XX века жители Праги жили по старочешскому времени, и начало новых суток начиналось с заходом Солнца. Чуть меньшая окружность с римскими цифрами определяет среднеевропейское время. На определенный час указывает крупная золотая стрелка с рукой в виде наконечника. В отличие от стандартных часов, на астролябии отсутствует минутная стрелка.
В центре циферблата находится планета Земля (синий круг), вокруг которой движется Кольцо Зодиака, показывающее, в каком созвездии находится Солнце. Внешний круг Кольца Зодиака «усеян» делениями-лучами. 72 луча служат ориентирами для разделения месяцев на дни, а промежуток между лучами обозначает 5 дней. Указателем для Кольца Зодиака служит стрелка с позолоченным Солнцем. Также имеется стрелка с тёмным шариком, показывающая фазы Луны в зависимости от положения Солнца. Ночью она светится отражённым светом, а в новолуние показывает всю светлую половину.
Каждый час с 8 утра и до 8 вечера, когда бьют часы на Староместской площади, происходит небольшое представление в традициях средневекового кукольного театра.




В верхних окошках один за другим появляются апостолы а завершающим участником является Иисус. Причем, чехи называют этих апостолов «вероучителями», поскольку не все они были теми самыми первыми апостолами Христа.
В это же время чуть ниже, сбоку, фигурки, являющиеся воплощениями человеческих пороков, также приходят в движение. С одной стороны, Скелет, который символизирует смерть, переворачивает песочные часы и кивает Турку, а Турок, являющийся символом наслаждений и греха, отрицательно мотает головой. В другой стороне, Скряга встряхивает кошелек, а мужчина с зеркалом, символизирующий тщеславие, рассматривает свое изображение в нем. Ангел с мячом, расположенный чуть ниже поднимает и опускает карающий меч, являясь воплощением наказания для грешников. Окончание представления знаменуется криком петуха, после чего слышен бой часов. Петух, встречающий рассвет, символизирует смелость и бдительность. По поверьям, когда он начинает кукарекать, прочь убегает вся нечисть.

Нижний циферблат - Календарный циферблат Манеса

Первоначальный вариант нижнего циферблата, который является календарем, не сохранился. В XIX веке циферблат был спроектирован по копии 1659 года архивариусом Карелом Яромиром Эрбеном (Karel Jaromir Erben, 1811-1870), а расписал его в 1866 году Йозеф Манес.




Karel Jaromír Erben (1811-1870)

"Циферблат Манеса" состоит из двух дисков общим диаметром 220 см. В центре внутреннего позолоченного диска изображен герб Праги времен короля Владислава II, который окружают знаки Зодиака (Ø 24,3 см).
Завершает этот диск календарный цикл картин, символизирующих 12 месяцев и изображающих сцены средневековой сельской жизни (Ø 42,5 см).




Историки пишут, что вдохновение для этой серии Манес черпал в цветных миниатюрах пергаментной рукописи-молитвенника крестоносцев Великого Магистра Льва, созданного в 1536 году. Каждая картина олицетворяет те события в жизни крестьян, которые характерны для каждого месяца.

Январь - празднование рождения ребенка, как символ нового года.




Josef Manes (Czech, 1820-1871) Leden (Январь), medailon Orloje

Февраль - крестьянин, греющий ноги у огня, и жена, заносящая дрова.




Josef Manes (Czech, 1820-1871) Únor (Февраль), medailon Orloje

Март - крестьянин пашет поле.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Březen (Март), medailon Orloje

Апрель - подвязывание деревьев в саду.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Duben (Апрель), medailon Orloje

Май - парень украшает свою шапку к празднику и девушка, собирающая цветы.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Květen (Май), medailon Orloje

Июнь - покос.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Červen (Июнь), medailon Orloje

Июль - жатва.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Červenec (Июль), medailon Orloje

Август - обмолот зерна нового урожая.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Srpen (Август), medailon Orloje

Сентябрь - осенний сев.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Září (Сентябрь), medailon Orloje

Октябрь - сбор винограда.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Říjen (Октябрь), medailon Orloje

Ноябрь - рубка деревьев и заготовка дров.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Listopad (Ноябрь), medailon Orloje

Декабрь - забой поросенка к новогоднему празднику.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Prosinec (Декабрь), medailon Orloje

Исследователи творчества Манеса выяснили, что пейзажные элементы фона картин напоминают ландшафты Богемии, где художник не раз бывал.
Внешний медный диск циферблата Манеса разделен на 395 сегментов (по количеству дней в году), и в каждый вписан стихотворный слоган календаря, так называемый цисиоян. Цисиоян (латинское - Cisiojanus) - мнемотехническое приспособление, которое служило для лучшего запоминания неподвижных праздников христианского календаря латинской церкви и использовалось в Чехии в XIII-XVII веках. Если день праздничный, то вначале указывается имя святого, чтимого в этот день. Если же день обычный, тогда пишутся мудрые мысли на разные темы. Тексты цисиояна были созданы также архивариусом Праги Эрбеном, поскольку он был еще и поэтом.




Основной идеей внешнего оформления циферблата было изображение растительных мотивов и символов жизни, поэтому циферблат обрамляет скульптурная виноградная лоза, как символ напитка Богов, приносящий радость, молодость и вечную жизнь. По разные стороны от нижнего циферблата находятся скульптуры обезьяны и птицы-феникса, ведущих беседу, лесного гнома и совы, а еще архангела Михаила с мечом, летописца, астронома и философа. «Поддерживают» циферблат внизу две фигуры средневековых каменщиков - мастера и подмастерье. Но к этому оформлению Манес не имел отношения.

О работе и пророчестве

Историки пишут, что, согласившись выполнить эту работу, Манес даже не потребовал большого гонорара, само предложение прикоснуться к многовековой истории было для него в радость. У художника не было своей большой студии, где бы мог поместиться весь циферблат, поэтому ему арендовали помещение в самой ратуше, и Йозеф работал практически в кустарных условиях.
Кроме того, как пишут историки, Манес в своей работе постоянно сталкивался возражениями и замечаниями членов Комитета по организации реставрационных работ курантов. Его периодически критиковали за медлительность и отступление от предыдущего оформления циферблата и председатель Комитета, директор Пражской обсерватории Йозеф Бём (Josef Georg Böhm, 1807-1868), и бургомистр города (1863-1867) Вацлав Бельский (Václav Bělský, 22 сентября 1818 - 22 мая 1878), и даже журналисты немецкой прессы, аккредитованной в Праге.




Автор неизвестен Портрет бургомистра Бельского.

Известно, что в то время художник был уже болезненным и нервным человеком, поэтому периодические придирки и выяснения отношений мешали работе и оказывали негативное влияние на здоровье Манеса. При этом Йозеф не хотел отказываться от своего художественного видения, он бы мог плюнуть на всё и отказаться от продолжения работы, но желание ее закончить было сильнее.




Josef Mánes Sketch Dubna. Staroměstský orloj (Эскиз к картине Апрель для пражских курантов).

Бельский постоянно торопил художника, поскольку открытие курантов было уже назначено на 1 января 1866 года. В результате к новому 1866 году календарь для курантов был еще не готов. Работа была завершена в мае, «презентацию» запланировали на середину месяца, но в мае началась австро-прусская война, и уже 8 июня 1866 года Прага была оккупирована прусской армией. Поэтому открытие Пражского Орлоя состоялось после двухмесячной оккупации только 18 августа. Был проведен большой праздник с парадом бригад пожарных и стрелков, концертами и гуляниями, но Йозеф Манес не смог присутствовать на этом празднике, поскольку был болен.
Интересная деталь всплыла в связи с работой Манеса над курантами и его жизнью, о которой я писал в материале о художнике. Есть свидетельства, что старый друг художника, резчик Йозеф Ворличек (Josef Worlíček, 1824-1897) рассказывал Манесу легенду, согласно которой существует древнее пророчество (проклятие). Будто бы все, кто работал над часами и изменял первоначальную задумку оформления Орлоя, либо сходили с ума, либо в скором времени умирали. А саму страну, как только куранты заработают, обязательно постигнет какое-нибудь несчастье. Не зря же, часы на ратуше стояли с 1824 года.
Так вот, стечение обстоятельств или знаки пророчества, но после замершения работы над циферблатом художник прожил всего пять лет. Он начал испытывать сильные головные боли и в результате сошел с ума. Йозефу Манесу исполнился 51 год. Да и в Праге примерно в это же время началась эпидемия холеры на фоне оккупации города прусскими войсками в ходе прусско-австрийской войны.

Об авторе копии циферблата

Позже из-за ценности самого циферблата и чтобы уберечь его от природных условий, оригинал было решено перенести в Национальную галерею Праги, а на башне установили копию. К тому времени, когда городской совет решил сделать копию, картина была уже серьезно повреждена климатическими условиями. Копию выполнил чешский художник и иллюстратор Эмануэль Кресценс Лишка (Emanuel Krescenc Liška, 19 апреля 1852 - 18 января 1903).




Josef Mukařovský (1851-1921) Portrait of Emanuel Krescenc Liška. 1884 г.

Лишка относится к тем чешским живописцам, которые были талантливы и плодотворны, но не смогли ворваться в историю искусства своей страны. Детство художника было тяжелым. Вскоре после его рождения семья переехала в Милевск, где отец работал управляющим фермой. Но вскоре он умер, и Эмануэль с матерью переехал в Прагу. Когда мальчику было всего девять лет, умерла и мать, практически не оставив сыну наследства. Тем не менее, мальчик поступил в Академию живописи, но из-за отсутствия средств ему пришлось с юных лет работать, чтоб заработать себе на жизнь и на оплату учебы. Эмануэль выполнял иллюстрации для редакций, работал ассистентом учителя рисования в гимназии, давал частные уроки. Первым крупным успехом молодого художника еще в годы учебы в Академии стало в 1879 году второе место в конкурсе эскизов для оформления лож Национального театра. Вместе с победителем этого конкурса - художником Якубом Шиканедером (Jakub Schikaneder, 27 февраля 1855 - 15 ноября 1924) Эмануэль выполнил три фриза «Три периода чешской истории», которые позже погибли при пожаре в театре. Вскоре после этой работы Лишке был предложен контракт Пражской мэрии на выполнение копии календаря Манеса на часах ратуши. По иронии судьбы, автор копии добился большей оплаты, чем сам Йозеф Манес получил за оригинал. Установленная копия циферблата была вновь открыта в канун Нового 1882 года.
На сэкономленные от заказов деньги Лишка уехал продолжать обучение в Академии художеств в Мюнхене, по возвращении он написал большие картины «Манфред и Астарта» по мотивам драматической поэмы Дж. Г.Байрона «Манфред», и «Агарь и Исмаил». За первую работу художник удостоился государственной стипендии. Позже Эмануэль написал фреску «Распятие Христа» для часовни Рафаэля в Кралове, за что был удостоен Римской приза и стипендии для обучения в течение двух лет в Италии. Согласно условиям пребывания, Лишка выполнил в Риме несколько религиозных картин, среди которых «Сон Микеланджело» и «Христос и Богоматерь». Эти работы были представлены на юбилейной Национальной выставке в Праге в 1891 году.
В 1888 году Лишка был назначен профессором прикладного искусства Художественной школы в Праге. Кроме религиозной живописи он писал исторические картины и иллюстрации к мировой поэзии, любимой темой художника была «Лунная ночь». Лишка оставил огромное художественное наследие, но, к собственному разочарованию, на протяжении всей своей жизни он продал всего несколько работ.
Умер художник в 1903 году от инсульта. Было ему, как и Манесу, 51 год… Может быть, проклятие Пражского Орлоя действительно существует?

Вторая мировая

В начале Второй мировой войны по соображениям безопасности циферблаты на ратуше были забиты досками, но, тем не менее, практически в конце войны Пражским курантам был нанесён значительный ущерб.




Пражские куранты. 1945 г.

7 и 8 мая 1945 года в ходе подавления немецкими войсками начавшегося 5 мая радиовещания чешского подполья была обстрелена Староместская ратуша. В башню попал зажигательный снаряд, в результате чего начался пожар. Часы были частично разрушены, сильно обгорели деревянные скульптуры апостолов. Три года после окончания войны велись восстановительные работы, в ходе которых удалось восстановить и часовой механизм, и астролябию. Скульптуры апостолов, например, восстановил мастер по дереву Войтех Сухарда (Vojtěch Sucharda).




Vojtěch Sucharda (1884-1968)

Художественное оформление и декор часов были опять частично изменены, и в 1948 году года Пражский Орлой заработал вновь. Интересна судьба тех, кто реставрировал куранты…




Источники - Википедия, сайты 1, 2, 3, 4, 5, 6.


Пражские куранты, Эмануэль Кресценс Лишка, 12 месяцев, Йозеф Манес, тематические серии, Чехия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up