ЖЗЛ (ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ ЙОЗЕФ МАНЕС. Часть III - О ТВОРЧЕСТВЕ.)

Jul 20, 2014 13:28

ПРОДОЛЖЕНИЕ




Jaroslav Háša (Czech, 1890-?) Josef Mánes. 1890 г.

Путешествия

Пока же, летом 1854 года Манес вновь отправляется в длительное путешествие. Его маршрут пролегает через Моравию в Словакию и Силезию. Некоторое время он гостит в графском замке Силва-Тарукка, где пишет свои самые лучшие, по утверждению искусствоведов, картины, среди которых «Портрет незнакомки» и «Влюбленные». Здесь же он заканчивает и «Йозефину». Есть даже предположение, что картину художник написал по эскизам именно здесь, вдали от глаз сестры.






Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Portrét neznámé ženy (Портрет незнакомки).

Затем Манес отправляется в путь, посещая Венгерский Форт - городок в Злинском районе на берегу реки Морава, затем Ланжгот в Бржецлавском районе в Южной Моравии и сам Бржецлав.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Dům Yakub Heleshina v Břeclavi (Дом Якуба Гелешина в Бржецлаве). 1854 г.

Оттуда художник едет в Словакию, посещает Тречин и через Валаска-Бела, Теплицу, Опатову и Липтов перебирается дальше на север, где через Яблунков попадает в Цешин и Краков.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Pod chalupou Под сельским домом. 1855 г. Národni galerie v Praze





Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Marina Kurintsova (Марина Куринцова). 1854 г.
Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Хозяин из Липтова (Hostitel iz Liptova). 1854 г.

Во всех этих живописных местах Йозеф много пишет пейзажи и с увлечением изображает разные народные типажи, причем почти всегда указывал имена тех, чьи портреты писал.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Veruna Cudová (Веруна Чудова). 1854 г. Národni galerie v Praze




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Jan Postava (Ян Постава). 1854 г. Národni galerie v Praze

В ноябре 1854 года Йозеф вернулся в замок Берджиха, где и встретил рождественские праздники, в 1855 году приезжает домой, а в следующем, 1856 году снова проводит лето в замке в Чехах под Коширжем. Да и повод для поездки есть! У Берджиха и его супруги, графини Изабеллы родилась дочь Мария-Генриэтта. В дар графине Сильва-Тарука по случаю рождения дочери Йозеф пишет акварель «Колыбельная» (Ukolébavka) с нотами и словами песни «Спи, Марьянка, спи!».




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Ukolíbavka (Колыбельная). 1856 г.

Отмечу, что сын Берджиха - Эрнст Эммануил тоже был меценатом и ценителем чешской культуры, в 1885 году он стал почетным председателем Народописной выставки, предоставив свой пражский дворец в распоряжение будущего Народописного музея, в 1908 году дворец графа был выкуплен властями города под музей.
Для оформления стен в детском крыле замка Йозеф задумал цикл из 15 акварелей под названием «Жизнь в аристократической резиденции».




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Plavba v člunu, z cyklu Na panském sidle (Катание на лодке, из цикла В аристократической резиденции). 1856 г. Národni galerie v Praze




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Rozloučení, z cyklu Na panském sidle (Прощание, из цикла В аристократической резиденции). 1856 г. Národni galerie v Praze

Этот проект отображает занятия и развлечения аристократии, увиденные глазами ребенка. С иронией и детским очарованием, характерным для рококо, художник изображает жизни взрослых символическими образами детей, почти купидонов и путти. К теме аллегорических детских фигур Йозеф еще вернется позже.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Zahradnictví, z cyklu Na panském sidle (Садоводство, из цикла В аристократической резиденции). 1856 г.

В любимой Манесом Моравии он в этот приезд он написал также известную работу «Пара с красным зонтиком в ланшафте перед бурей» (Párek s červeným paraplíčkem v krajině před bouří). Правда, в каталогах и на выставках картина, чаще всего, названа «Летом» или «Красный зонтик» (Červené paraplíčko, 1856).




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Červené paraplíčko (V létě) (Красный зонтик (Летом)). 1855 г

Снова Прага

После возвращения в Прагу принялся выполнять заказ издателя Беллмана - иллюстрации к известной «Рукописи». Надо полагать, что речь идет об известной «Краледворской рукописи» (Rukopis královédvorský) - основе чешского фольклора, который в начале ХХ века был объявлен подделкой. Эту рукопись «нашли» при раскопках чешские просветители Вацлав Ганка и Йозеф Линда в 1817 году, она состояла из 12 листов древнего пергамента, на которых были написаны 14 лирико-эпических песен, посвящённых сюжетам ранней истории Чехии. В условиях чешского национального возрождения эта находка была одним из символов народного самосознания. Но в 1911 году известные лингвисты и историки доказали, что рукопись была фальсифицирована теми, кто ее нашел, фальсифицирована ради патриотических чувств народа.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Oldřich a Božena. вторая половина 1850-х Národni galerie v Praze

Манес буквально влюбился в работу над «Рукописью», изучал этнографические и археологические исследования, декоративно-орнаментальный исторический опыт, хотя понимал, что гонорар за эту работу будет скромным. Бесчисленные композиционные эскизы и рисунки на дереве заняли несколько лет. Результат стал очередным разочарованием для художника. После публикации двух изданий, из-за отсутствия спроса, выпуск иллюстрированных книг был остановлен.
Впрочем, художник в это же время написал несколько заказных портретов, например, детей семьи Бельских (Děti z rodiny Bělských).




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Louisa Belska 1857 г.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Děti dodavatel stavebních prací Bělský (Дети подрядчика строительных работ Бельского). 1959 г.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Podobizna pani Anny Václavikové (Портрет Анны Вацлавиковой). 1862 г. Národni galerie v Praze




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Portrét Marie Aloisie Palacké.

С 1858 по 1867 год он работал над заказами для хора пражских стрелков.
27 марта 1858 года тихо скончался дядя Йозефа - Вацлав Манес. В последние годы он все чаще говорил, что, не смотря на то, что его считают на родине одним из лучших живописцев эпохи романтизма, в искусстве он что-то создал лишь благодаря упорству и труду, а не таланту.




Václav Mánes (Czech, 1793-1858) Podobizna pana Popeláře. 1839 г.




Václav Mánes (Czech, 1793-1858) Podobizna dámy. 1850 г.

В 1858 году Йозеф написал картину «Швея» (Švadlenka). Интересно, что у работы есть подзаголовок - «Потеря невинности» (Ztráta nevinnosti). Искусствоведы утверждают, что эта картина родилась, как отражение печальных воспоминаний о потерянной любви самого Маннеса, хотя с того момента прошло почти десять лет.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Švadlenka (Швея). 1858-59 гг.

В 1859 году широко праздновалось столетие со дня рождения немецкого поэта Фридриха Шиллера (1759-1805). К торжествам Манес написал аллегорические картины «Поэзия» и «История», которые стали украшением сада Жофин (Žofín Garden) на Славянском острове на реке Влтава в самом центре Праги. После праздничных мероприятий работы находились в Академии художеств, а затем были уничтожены. Опять же, истины ради, хочу заметить, что в Национальной пражской галерее есть картина Манеса "Лирическая поэзия", имеет она отношение к юбилею Шиллера или нет, я не знаю, но если имеет, то суждение искусствоведов о том, что картины были уничтожены - является ошибочным. На мой взгляд, если эта картина датирована 1860-м годом, то, скорей всего, она написана "по мотивам" тех аллегорий, которые не сохранились.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Lyrická poezie (Лирическая поэзия). 1860 г. Národni galerie v Praze

В 1960 году Манес принял участие в большой выставке в Праге, впервые после экспонирования своих работ во время учебы в Академии. Зрители увидели складной Домашний алтарь (не сохранился), иллюстрации для Рукописи, созданные в 1859 году. А еще юмористические рисунки к танцевальной поэме «Доктор Фауст» (1847) Генриха Гейне, которая была пронизана ироническими мотивами, да и образ искушающего дьявола был воплощен в облике женщины Мефистофелы, и иллюстрации к Библии, над которыми художник трудился в 1860-1864 годах.
Впрочем, и здесь чему-то радоваться не пришлось - ни одна работа с выставки не была продана.
Ко всему этому добавились неурядицы в общественно-художественной жизни столицы. В 1856 году распалось объединение «Единство художников», да и литературно-творческое объединение «Аркадия», которое Манес помогал организовывать писателю и издателю Фердинанду Бржетиславу Миковичу (Ferdinand Břetislav Mikovec, 1826-1862) в 1860 году, тоже прозябало в безвестности.




Vojtěch Bartoněk (Czech, 1859-1908) Josef Mánes a Ferdinand Mikovec v Arkadii. 1893 г.

Только организовавшись, «Аркадия» выступила против сноса романской ротонды Святого Креста на улице Каролины Светлой.




Ротонда Святого Креста (автора картины не нашел, а подпись неразборчива). 1899 г.

Ротонда - небольшое, абсолютно круглое строение, с башенкой наверху, являлась часовней в романском стиле. Когда в Праге стали строить большие готические соборы, было принято решение маленькие часовенки снести. Уцелели всего три таких постройки, среди которых и ротонда Святого Креста.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Kaple Sv. Kříže (Часовня Святого Креста).

Она принадлежала разным владельцам, а в 1784 году император Йозеф Второй решил превратить ее в склад. Часовня стояла и ветшала, и почти век спустя ее решили снести, чтобы построить на этом месте жилой дом. Члены «Аркадии» не только отстояли часовню, но отреставрировали ее и поставили вокруг кованую ограду. В 1864 году реконструкцией ротонды занялся давний друг Манеса - архитектор Игнац Ульман, сам Йозеф разработал внутреннее убранство часовни, но его проект так и не был реализован. По эскизам Манеса лишь была изготовлена решетка ограды, установленная в 1866 году. В этой ротонде Святого Креста до сих пор ведутся службы, и она является костелом старокатолической церкви.




Ротонда Святого Креста сегодня.

Что касается Манеса, то он продолжал жить в стесненных материальных условиях, хотя большую поддержку ему оказывала семья давнего приятеля, художника-реалиста, организатора художественных мероприятий и критика Карела Пуркине (Karel Purkyně, 1834- 6 апреля 1868), о котором я уже упоминал.




Karel Purkyne (Czech, 1834-1868) Self-Portrait. 1868 г.

Напомню, Пуркине был сыном физиолога и анатома Яна Евангелиста Пуркине. Он учился в Мюнхене у Иоганна Батиста Берделля (Johann Baptist Berdelle, 1813-1876), затем в Париже, где работал с Тома Кутюром. Карел копировал старых мастеров, особенно, голландского Золотого века, знакомился с работами современных французских художников, среди которых его завораживал Гюстав Курбе, а по возвращении в Прагу стал известен, как портретист, и один из самых ярых сторонников реализма в чешском искусстве второй половины XIX века.
Историки утверждают, что вся эта череда неприятностей в жизни художника «в самом расцвете лет и творческих сил» подорвала душевное равновесие Йозефа и стала причиной развивающейся болезни.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...


Йозеф Манес, Чехия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up