ЖЗЛ (ИЗВЕСТНЫЙ И НЕИЗВЕСТНЫЙ ЙОЗЕФ МАНЕС. Часть II - О ЛЮБВИ.)

Jul 19, 2014 20:05

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО здесь





Josef Mánes (Czech, 1820-1871)

Прага

Весной 1847 года, Манес вернулся в Прагу и сразу же окунулся в общественную и художественную жизнь столицы. Сначала он попытался установить дружеские отношения с учениками отца, и даже продолжил занятия с некоторыми из них. Летом 1847 года Йозеф вновь гостил у Бедржиха в его загородном замке, потом заглянул в Цешин, где жили родственники по линии матери, и посетил Краков.



Путешествуя, художник много писал, изобразив замки и руины, церкви и интересные в архитектурном плане здания.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Horský mlýn (Горная мельница).

Из этой поездки Йозеф привез много рисунков цветов и растений, которые встречались ему во время путешествия.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Lučni kviti (Полевые цветы). 1850-е г. Národni galerie v Praze

Вернувшись в Прагу, художник становится членом организации «Единство художников», которая с самого начала выступала за единство чешского искусства и была настроена против правящей группы живописцев, объединившейся вокруг директора Академии Рубена. Манес был одним из самых ярких пропагандистов и активных членов «Единства» до конца жизни.
Кроме этого, художник стал членом художественного союза «Искусство обсуждения» (Umělecká beseda). В этот период Манес выполнил на заказ несколько портретов известных политиков парламента, создал эскизы флагов и форменной одежды для различных общественно-патриотических организаций Чехии.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Banner Národní garda Hradec-Králové (Знамя Национальной гвардии Градец-Кралове). 1848 г.

В июне 1848 года он принял участие в подготовке Славянского конгресса и написал портреты чешских депутатов этого съезда. На Конгрессе была создана ассоциация «Славянская липа» (Slovanské lípa), название произошло от того, что дерево липа было признано символом славян. Впрочем, это художественное общество было очень радикальным, поэтому его деятельность продолжалась лишь до 1849 года. На Конгрессе «Славянская липа» выступила с предложением проекта по созданию общенационального чешского народного костюма, и Манес стал одним из художников, которые собирали сведения и этнографические свидетельства для создания этого костюма.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Slovácký kroj z Bílovic.

В тот же период было организовано Общество «Единство изобразительных искусств», которое являлось формальным, но оппонентом и «Единству художников», и «Славянской липе» в том, что пыталось отображать лишь национальные цели.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Krkonošská bouda (Огромная хижина). 1851 г.

Среди членов-учредителей кроме Йозефа Манеса были художники Антонин Льхота (Antonín Lhota, 1812-1905) и Ян Кроупа (Jan Kroupa, 1794-1875). Но в связи с политической ситуацией в стране и внутренними разногласиями членов общества, оно в 1851 году исчезло, и вновь было воссоздано лишь в конце XIX века.
А в 1849 году в жизни Манеса случилась история, которая стала одной из драматических страниц его биографии и, скорей всего, повлияла на финал жизни.

Фанилка

После возвращения Манеса из Германии в Прагу он встретил у себя в доме новую горничную.
Двадцатидвухлетняя Фанилка Штёвичкова (Fannilka Šťovíčková) приехала в Прагу в начале 1847 года в поисках работы и была принята на службу в семью Манес. Родом эта молодая, «кровь с молоком» сельская девушка была, по одной версии, из поселка Куновице или Кнёвице (Kunovice), расположенного на юго-востоке страны в Моравской Словакии, а по другой - из села неподалеку от города Седлчаны (Sedlcany) в Среднечешском крае. Йозеф, бывший всего на пять лет старше, обращал внимание на девушку, говоря о ее лице и фигуре, что это - настоящая славянская красота. Но их взаимоотношения были чисто дружескими. Сама же Фанни, как ее называли в доме, вообще старалась лишний раз не поднимать глаз на хозяина. Но летом 1849 года наконец-то произошло сближение. Поводом для этого послужило то, что Йозеф остался, как в названии известного фильма, «один дома»…
Амалия вместе с пожилой матерью отправилась «на воды» популярный курорт императора Франца Иосифа I - в Ишль в Верхней Австрии. Гвидо отправился путешествовать и рисовать в район Чимского озера в предгорьях Альп в Баварии. А Йозеф остался дома в одиночестве. За компанию с Фанни он ходил с ней по магазинам, вызвался показать Прагу, много общался с девушкой.
Наконец-то, художник преодолел свою врожденную застенчивость и довольно легко убедил Фанни попозировать ему обнаженной. Разглядывая худого долговязого Йозефа во время сеансов, Фанилка, видимо, и влюбилась в художника. И процесс этот был обоюдным. Как пишут историки, «глядя на обнаженное тело девушки, у Манеса даже темнело перед глазами от волнения. Вскоре возбуждение вспыхнуло, как сноп соломы, и в конечном итоге красивая горничная оказалась с ним в постели». Они вместе проводили дни и ночи, Фанилка стала настоящей Музой для Йозефа. Художником были написаны с девушки, например, картины «Утро», «Вечер» и акварель «Мария Магдалина».




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Jitro (Утро). 1857 г. Národni galerie v Praze




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Večer (Вечер). 1857 г. Národni galerie v Praze

В этом месте мне приходится поставить жирный знак вопроса, поскольку вышеназванный аллегорический диптих "Утро" и "Вечер", который находится в коллекции Национальной галереи в Праге, был написан художником намного позже, чем описываемые выше события. Поэтому, наверное, искусствоведы решили красиво присоединить картины, как иллюстрации к фактам из жизни художника, надеясь, наверное, что читатель не заметит разницы в датах, любуясь красивыми обнаженными женскими телами. Смею предположить, что Манес с Фанилки писал вот эту обнаженную девушку, увы, картина не датирована, а стиль ее очень похож на утро-вечернюю пару. Поэтому это всего лишь мое предположение...




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Amorova snídaně (Завтрак Амура).

Вскоре беспечности, чувствам и счастью пришел конец, поскольку семья вернулась домой. Влюбленные делали вид, что ничего не случилось, бдительная и властная Амалия, возможно, и не узнала бы о тайне брата, если бы Фанни не начала стремительно поправляться. Тут-то и выяснилось, что горничная беременна. Причем, узнав о своем положении, Фанилка рассказала Йозефу, что ждет ребенка. В ответ она услышала, что Йозеф готов заботиться о ней и их малыше, что он женится на девушке, и они будут жить втроем.
Когда же Йозеф заговорил о женитьбе с домашними, то и мать художника и его сестра, напомню, бывшая практически хозяйкой в доме, приняли это известие «в штыки» и устроили скандал, как в плохих «мыльных операх».




Josefa Mánes (Czech, 1820-1871) Sestra malíře Amalie 1847 г.

- Я живу уроками рисования, держу на себе весь дом, и так вот ты отплатил мне за это?? - кричала Амалия.
- Ты - сын профессора! Что у тебя общего может быть со служанкой? Что скажут люди? - вторила дочери мать.
Женщины и слышать не хотели о женитьбе на простолюдинке.
- На что вы будете жить? Какая достойная семья будет заказывать тебе картины? Ты что, действительно, хочешь загубить свой талант? - увещевали Йозефа женщины.
Одним из аргументов было то, что Фанни - гулящая девка, и откуда ты знаешь, что ребенок твой?
Слабые протесты почти 30-летнего мужчины о любви и серьезности отношений не возымели действия. Амалия сочла благоразумным просто выгнать девушку из дома, чтобы та не испортила репутацию брата, чтобы, не дай Бог, в городе не стали говорить о мезальянсе с горничной. Ее даже не остановил тот факт, что Фанилка ждала от Йозефа ребенка.
После ухода любимой женщины Йозеф очень страдал, упрекал себя за слабость. «Я просто в отчаянии, у меня такое чувство, что я схожу с ума» - жаловался он брату. Оправдание его поведению историки находят в том, что Манес был сильно зависим от сестры и материально тоже, кроме того, Амалия, взвалив на свои плечи весь дом и хозяйство, была очень властной и непреклонной женщиной.
В этот критический момент Йозефа вновь поддержал его давний друг и ученик его отца, граф Бедржих Сильва-Тарукка. Выслушав горькую исповедь художника о своей разбитой любви, граф предлагает ему приехать к себе в гости в моравский замок в Чехах под Коширжем, чтобы сменить обстановку и постараться забыть свое горе.




Neznámý umělec Zámek s parkem. 1850 г.
Автор этой картины, изображающей имение Сильва-Тарукков в Чехах под Коширжем неизвестен.

Моравия

В октябре 1849 года Йозеф любезно принимает приглашение Бедржиха и его матери Леопольдины Сильва-Тарукковой и уезжает гостить в их имение в Моравию. Надо отметить, что это имение представляло собой старинный замок, куда художник периодически возвращался в течение следующих двадцати лет.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Zámecký park s rybníkem v Čechách na Hané. 1856 г.

Будучи в гостях у друга, художник совершал поездки по Моравии, Словакии и Польше. В самом замке у Сильва-Тарукков всегда было дружно и весело, особенно летом, когда дворец графа посещали веселые компании аристократов.




Jetty Silva-Tarouca-Unwerth Josef Mánes. 1864 г. Zemský archive v Brné




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Na výleté III (На прогулке III). 1851 г. Národni galerie v Praze

В гостях у Бедржиха Йозеф оставался в течение года - до октября 1850 года, периодически навещая родных в Праге. Кроме того, граф посоветовал художнику остаться пожить в беловежском замке у своего друга - графа Уго Якоба Йозефа Логотетти.
Пребывание в сельской местности в Моравии оказало большое влияние на творчество Манеса. Его работы, основанные на романтизме, стали вдохновляться жизнью сельских жителей, которые для него олицетворяли идеал чистоты и человечности.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Letní dovolená (Летний праздник).




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Venkovský kostelík (Деревенская церквушка). 1851-55 гг.

Постоянно он видел в каждой красивой моравке свою любимую Фанилку. Йозеф влюбился в моравский народ, в красоту местных женщин, позже он не раз называл Моравию - «второй родиной». Художник с упоением писал окрестности Чехов под Косыржем, создал серию зарисовок национальных костюмов жителей села Хана, старался во всех работах отобразить «славянские традиции».




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Slovenská rodina (Словацкая семья). 1850-е гг. Národni galerie v Praze




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Rodák z Hany s rukama v zástěře (Уроженка Ганы с руками в фартуке). 1849-1852 гг.

Вернувшись в Прагу, Манес для издания первого альбома Общества «Единство» представил картину «Медовый месяц в Гане» (Líbánky na Hané), портреты местных моравских аристократов, выполненные в стиле рококо, серию «Народные игры» и иллюстрации к сказкам Брентано.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Líbánky na Hané. 1849 г.

К слову, впервые узнал, что немецкий писатель и поэт, представитель так называемого гейдельбергского романтизма Клеменс Брентано (Clemens Brentano, 9 сентября 1778 - 28 июля 1842) творил раньше и плодотворней, чем его современники братья Гримм, Э.Т.А. Гофман или Вильгельм Гауф, чьи сказки широко известны во всем мире. Вся беда в том, что Клеменс писал и публиковал романы, новеллы, комедии и водевили, стихи, выпустил известный трехтомник немецких народных песен, но так и не решился опубликовать при жизни свои замечательные сказки. В самой Германии его книги «Рейнские сказки» и «Итальянские сказки» стали известны лишь после Второй мировой войны.

Неудачи в карьере

Йозеф еще не успел перестрадать разлуку с любимой, как в семью вновь пришло несчастье - в 1851 году умерла его мать. Теперь в большой семье Манесов остались сестра - «хозяйка» Амалия, два брата-художника Йозеф и Гвидо (который тоже так никогда и не женился) да старый угрюмый холостяк дядя Вацлав, который уже вышел на заслуженный отдых. После смерти матери Манес даже подумывал о переезде в Париж, но этого не произошло, вероятно, потому что у него не было денег.
На творческом «фронте» у Йозефа всё было тоже не безоблачно… Для выполнения альбома для императрицы Виктории пригласили пражских художников, которых рекомендовал Рубен. Манеса в этом списке, естественно, не оказалось. Тем не менее, Йозеф отправил в комиссию акварель «Кающаяся грешница Мария Магдалина», для которой позировала его любимая Фанилка, акварель была выставлена в Праге, а затем в Вене, благожелательно принята критиками и прессой, но в результате категорически отвергнута жюри. Манес очень тяжело переживал такое унижение, но продолжал работать.
В 1851 году им были написаны несколько жанровых картин в стиле рококо, среди которых известны «Поцелуй» (Políbení) и «В конце лета» (Pozdější v létě).




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Polibeni (Поцелуй). 1851 г.

В начале 1850-х годов Йозеф познакомился с художником Собеславом Ипполитом Пинкасом (Soběslav Hyppolit Pinkas, 1827 - 1901), с которым дружил до конца жизни.




Soběslav Pinkas (Czech, 1827-1901) Self-Portrait. National Gallery in Prague

Весной 1852 году началось строительство храма в районе Карлин, и Манес предложил свою кандидатуру для украшения этого собора. Он провел в Праге почти всё лето, ведя переговоры с архитектором Войтехом Игнацем Ульманом (Vojtěch Ignác Ullmann, 23 апреля 1822 - 17 сентября 1897) и доктором Ригером, который заведовал вопросами строительства.




Jan Vilímek (Czech, 1860-1938) Vojtěch Ignác Ullmann (1822-1897) český architekt. 1887 г.

Находясь в столице, Манес создает композицию «Сумерки» (Soumrak) для нового альбома «Единства художников», но к его удивлению комитет отклонил эскиз картины.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Soumrak. Design pro tisk na album "Theunion umělců". 1852 г.

Художник выполнил также многочисленные эскизы народной одежды. Один из них был использован в оформлении «Диплома за наследие святых Кирилла и Мефодия», который художнику в 1853 году заказал его друг - граф Сильва-Тарукка. Отмечу, что почти семь месяцев в 1852 году художник вновь провел в замке Берджиха, наведываясь в Прагу лишь по делам.
В первой половине 1850-х художник увлекся также литографией, выполнив в этой технике по собственным эскизам работы «Исток Лабы» (Prameny Labe), «Слияние Лабы с Влтавой» (Splynutí Labe s Vltavou), «Аллегория лета» (Alegorie léta) и др.
Весной 1853 года у художника начались проблемы со здоровьем - он стал жаловаться на постоянные головные боли и проблемы со сном. Герольд пишет, что Йозеф даже пожаловался своему другу Карелу Пуркине, отец которого был известным физиологом, о своем самочувствии. Проконсультировавшись у отца, Карел заявил Манесу, что во время бессонниц ему может помочь доза опиума. Йозеф даже попробовал это средство, но облегчение было временным, после чего боли усиливались.
Весной 1854 года Манес выполнил несколько заказов, собрав на этом деньги для своего очередного путешествия. Он по просьбе Ульмана украсил Триумфальную арку, возведенную по случаю прибытия императора в Прагу, а после этого получил заказы на несколько портретов от аристократии города.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Augustin Vendulák. 1854 г.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Marie Venduláková. 1856 г.

Сохранились воспоминания современников о натуре и характере художника в те годы. Его описывают, как очень худого, высокого блондина с голубыми глазами, одетого всегда очень элегантно, но при этом не выделяющегося среди окружающих.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Autoportrét (karikatura).

Он был по-рыцарски идеалистическим, но не мечтателем, был очень эмоциональным, и каждое резкое и грубое слово доставляло ему душевные муки. Все свои письма Йозеф писал по-немецки, и говорил, что к старости обязательно выучит чешский язык.

Пражская Джоконда

Вернемся к судьбе несостоявшейся жены Манеса. Фанилка вернулась в родное село, где 11 марта 1850 года родила дочь. В честь отца Фанилка назвала девочку при крещении Йозефиной. Как мать-одиночку, ее в родном селе встречали с презрением. Поэтому, когда подросла дочь, Фанилка вновь приехала в Прагу, где в 1860 году вышла замуж за служащего подъемного моста, военного ветерана В. Алберта. Мужчина стал настоящим, любящим отцом 10-летней Йозефине.
Опять же, по воспоминаниям его друга Эдварда Герольда, Фанилка пыталась встретиться с Манесом еще до женитьбы на Альберте. С восьмилетней дочерью Йозефиной женщина пришла в дом бывшего возлюбленного, долго стучала в дверь и молила о помощи. Увы, Йозефа дома не оказалось, а Амалия, даже не отворив дверь, прогнала женщину прочь, гневно бросив ей: «Это не ребенок Йозефа!» Думаю, о приходе Фанни Йозеф даже не узнал.
Хотя стоит заметить, что бывшие любовники все же встречались. Исследователи творчества Манеса пишут, что Фанилка несколько раз тайно навещала Йозефа в его мастерской. Доказательством этих встреч служит одна из самых известных картин Манеса, изображающая «даму с длинными волосами и обнаженной грудью, которая загадочно улыбается». Недаром, многие называют эту картину «пражской Джокодондой» или «чешской Моной Лизой». Художник в честь дочери назвал этот портрет «Йозефина» (значит, знал о ней, и как ее зовут!). Картина находится нынче в коллекции пражской Народной галереи.




Josef Mánes (Czech, 1820-1871) Josefine. 1855 г. National Gallery in Prague

Как считают многие искусствоведы, изображена на полотне повзрослевшая Фанилка. Впрочем, о картине до сих пор идут споры. Например, историк искусства Яромир Печирка (Jaromír Pečírka, 1891-1966) категорически отвергал предположение, что на картине изображена несостоявшаяся жена художника. Некоторые искусствоведы придерживаются версии, что Амалия после смерти брата при описи его имущества написала на картине: «Портрет Йозефины N., бывшей театральной актрисы». Эта версия строилась на утверждении, что на картине изображена итальянская актриса из Венеции, которая была проездом в Праге и случайно и стала моделью Манеса.
А вот известный поэт, литературный критик и коллекционер Юрий Карасек из Львова (1871-1951) утверждал, что на картине изображена именно Фанилка Штёвичкова. В его коллекции был рисунок Маннеса, на котором женщина поразительно похожа на изображенную Йозефину. К тому же на рисунке была подпись самого художника: «Без Фанинки не было бы сердца» (Bez Fanynky nebylo by srdce). Карасек делает вывод, что художник после возвращения Фанилки в Прагу все же тайно встречался с ней. На момент написания портрета (картина атрибутирована 1855 годом) Фанилка работала кухаркой в ресторанчике «У певицы» (U zpěváčků) рядом с Национальным театром. Там Йозеф и встретил бывшую любовь. Конечно, возникает много вопросов и несостыковок. Например, в своей ли мастерской Йозеф писал этот портрет? Во-вторых, в 1855 году его дочери было всего 4 года, а не 8, как описано в эпизоде прихода Фанилки в дом Манесов. В третьих, есть свидетельства, что картину художник вообще закончил летом 1854 года в Моравии, где в очередной раз гостил у Берджиха. О дальнейшей судьбе Фанилки тоже ничего неизвестно.
Единственное, на чем сходятся биографы Манеса, так это на том, что художник так и не оправился от этих «насильственно разорванных отношений». Боль от разрушенной любви стала, как оказалось, впоследствии причиной реального заболевания, но об этом позже…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Йозеф Манес, Чехия, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up