Балет "Щелкунчик" в постановке Белорусского театра оперы и балета. Все фото, цветные и чёрно-белые, с официального сайта и архивов театра:
https://bolshoibelarus.by В этом году сезон «Щелкунчика» в Белорусском большом начался рано, в октябре. Истосковавшийся народ вместо хлеба требовал зрелищ. «Искусство - пища для души» (с).
На всех афишах были пометки о некой новой редакции балетмейстера Валентина Елизарьева, в прессе рассказывали о восстановленных 4320 квадратных метрах декораций, написанных в 1982 году Евгением Лысиком для этой постановки, и я, конечно же, не могла пропустить такой спектакль.
«Щелкунчик» - это единственное, что я любила у Елизарьева не просто очень-очень, а безумно! С ним могли тогда сравниться разве что «Ромео и Джульетта» и «Кармина Бурана». И «Чиполлино», да (о балете «Чиполлино» см. у меня в статье
«Достойный преемник Пиноккио»).
Что случилось в Белорусском большом со «Щелкунчиком»...я ждала этот вечер, я мечтала, вспоминала, у нас были билеты во второй ряд...Первый премьерный день, почти весь первый ряд занимают «свои» - дамочки с малыми девчушками, которые разговаривали, отсвечивали своими телефонами, ели бутерброды и пили газировку из бутылок, не стесняясь, бегали туда-сюда во время спектакля и почти не смотрели на сцену. В ложах такие же леди пили шампанское. И вы знаете, лично мне это испортило впечатление от похода в театр, и я всеми силами держалась, хоть и пришлось всё-таки делать замечания этой невежливой и странной компании.
Русские куклы - Александра Чижик, Антон Кравченко
Уже потом, когда переосмысливала всё увиденное на сцене, вспоминала и сравнивала, я поняла, что...ничего нового нам практически не показали. Просто Елизарьев захотел возобновить свой старый спектакль (его же либретто на основе либретто Мариуса Петипа). В прессе написали вежливо: мол, не всякий ценитель искусства заметит отличия старой и новой редакций. Так оно и было: я, можно сказать, не заметила.
Я любила этого «Щелкунчика», но этих мышей я любила больше, чем безумно!..
Прекрасная Мышь - Татьяна Дубатовка - украсила мой вечер!
Я всегда радовалась снежинкам...
...и в этот раз они - мыши и снежинки - не подвели, но больше всего мне понравился Дроссельмейер.
Хореография и актёрская игра в сочетании с символизмом Гофмана - всё это в исполнении Юрия Ковалёва было не просто великолепно. Случилось то, что я так давно ждала от этого образа. Александру Фурману, Дроссельмейеру 90-х, не хватило тогда лишь чуть-чуть до соответствия моему идеалу, а Ковалёв это сделал. Его Дроссельмейер - Мастер кукол - Король Мышей - это лучшее, что я до сих пор видела во всех «Щелкунчиках» (если не считать замечательную идею нидерландского национального балета изменить либретто данного балета под День святого Николая).
В тот вечер я поняла мифологию Дроссельмейера, а это дорого стОит.
Александр Фурман, Дроссельмейер моих 90-х.
Ещё минуты настоящей медитации пришлись у меня на персидский танец в исполнении Игоря Мацкевича и Татьяны Уласень.
А помните, я рассказывала о японских танцорах в Белорусском большом? Незабываемое впечатление произвёл на меня
в балете «Пер Гюнт» Таро Курачи. В «Щелкунчике» я посмотрела на Такатоши Мачияму. Вместе с чудесной актрисой Ксенией Ржевской они исполнили японских кукол.
Слева на фото, в испанском костюме - Яна Штангей, супруга Такатоши. В тот вечер на сцене были все девочки, которые мне очень нравятся (Чижик, Ржевская, Штангей).
Что касается Маши и Принца...случилась удивительная история: впервые за много лет в пару встали бывшие супруги, Ирина Еромкина и Олег Еромкин. Их историю предпочитают не обсуждать, Олег давно женат на другой приме этого же театра, и увидеть в «Щелкунчике» именно такой дуэт было для меня большой неожиданностью! Я не знаю, как Елизарьев их уговорил (все не смели об этом даже шептаться), но, наверное, это был первый и единственный раз, когда я видела их вместе на сцене.
Чтоб вы поняли, как это было, то вот: летели с одного конца сцены на другой.
Олег Еромкин
Ирина находится в прекрасной физической форме...
Фото
https://www.belta.by/ ...но она на несколько лет старше Олега, а на великовозрастных балерин я всё же предпочла бы смотреть с дальних рядов, чтобы не разрушать свою сказку...
Валентин Елизарьев навсегда останется для меня создателем этой сказки, кто бы и что об этом ни говорил.
И я, как и прежде, каждый год буду ждать своего щелкунчика.
Карина Малаховская
И каждый год буду разгадывать мифологию Дроссельмейера, которая до сих пор даёт фору многим современным мифам.
Историю и мифологию щелкунчика см. у меня здесь:
«Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Часть 1» и
«Щелкунчик. Игрушка для детей и взрослых. Часть 2». О кино и балетных постановках см. по тегу
«щелкунчик».
А что для вас Щелкунчик и в какие сезоны предпочитаете его смотреть-читать?