Кестхей, часовня на Свято-Николаевском кладбище (Szt. Miklós-temető)
Месту, где в XVIII в. организовали это кладбище, было оставлено оригинальное
название: здесь находилась часть города, носившая имя Святого Николая. Здесь же в XIII в. была построена одна из самых старых венгерских церквей, сохранившаяся до сего времени. Позже она превратилась в часовню, в 1775 году была восстановлена, а в 1909 перестроена в нео-романском стиле (эти даты выбиты на фасаде).
Во время реконструкции кладбища в 2000-2001 гг, на фасаде и внутри часовни были обнаружены остатки фресок, которые искусствоведы датировали XIV в.
Когда я впервые их увидела несколько лет назад, ничего не зная о их возрасте, они стали моим вторым подобным потрясением. Первое произошло в Полоцке, когда я разглядывала еле заметные фрески XII в, сохранившиеся в Спасо-Преображенской церкви.
Фрески венгерской часовни сейчас не закрыты, не закрашены: остаются такими, какими проявились миру, хотя с ними работали профессиональные реставраторы. Внутри кроме фресок есть витражи начала XX в.
На фасаде нам видны:
- Рука Святого Петра с ключом;
- Святой Мартин с нищим;
- Святой Архангел Михаил;
- Святой апостол Варфоломей, с ножом и остатками собственной кожи на плечах;
- Святой Николай;
- Иисус Христос.
Часовня находится возле дороги, ведущей к выезду из города и переходящей в скоростное шоссе, соединяющее Балатон с Будапештом. Каждый день мимо неё проносятся сотни машин, автобусов, велосипедистов.
Внутренний вид часовни показывать не стану. К фрескам, которые я показала, можно напрямик подойти по тропинке, проложенной через старые могилы. Тропинка настолько узкая, а каменные кресты настолько большие, что невольно съёживаешься. И когда обойдёшь всё это небольшое строение по кругу, который не предназначен для такого обхода, потому что всё вокруг слишком близко расположено...ступаешь, разглядывая его снизу доверху, насколько это возможно, ибо шаг назад сделать некуда - поднимаешь глаза вверх, к фигуре скорбящего ангела на крыше, и опускаешь вниз, к колокольному канату, лежащему на земле - а потом возвращаешься к двери и, держа в уме, в каком месте ты вообще находишься в данный момент времени, смотришь внутрь через кованные окошки, от неожиданности вздрагивая и одёргивая собственную руку от двери, потому что окна эти, оказывается, без стёкол, то...попадаешь в вечность...и это ещё одно потрясение...
Фото внешнего вида часовни, в т.ч. фрески крупным планом, можно посмотреть здесь:
wikimedia.org