Рождественская каша

Dec 06, 2017 09:53



Все иллюстрации к данной статье взяты из открытых источников Интернет.

Все активные ссылки открываются в новом окне.

См. также мой обзор "Рождество гномов. Скандинавские мифологические традиции".

"Дело было в сочельник. Белый снег неподвижно лежал на дворе. Смеркалось, из окон гостиной и кухни струился теплый свет. В доме накрывали рождественский стол. Скоро вся семья будет в сборе.

Отец семейства гномов и его средняя дочка Полька притаились на сеновале. Через дырки, прорубленные дятлом в стене, они наблюдали за тем, как работник Оскар набирает дрова.
- Ишь как он осторожничает, боится испачкать праздничный костюм. Да, нечасто его увидишь в костюме, - сказал отец.
- Смотри-ка, хозяин возвращается со станции с полными санями родственников, - заметила Полька. - Значит, скоро все дети придут в конюшню кормить лошадей рождественским ужином, городские гости это дело любят.
- Да, а потом, полагаю, захотят и гному поднести рождественской каши, - ухмыльнулся себе в бороду отец.
- У тебя на уме одна каша, - сказала Полька. - И чего в ней особенного? Мама сама такую готовит.
- Может, и так, - ответил отец. - Но дело тут не в самой каше. Люди подносят ее гному в знак уважения. Это значит, они благодарны ему за все, что он для них сделал, и не хотят с ним ссориться. Злой гном приносит людям несчастья и беды. А если меня не уважают, я могу разозлиться. Понимаешь, детка, когда ты весь год изумляешь себя непосильной работой...
Полька захихикала:
- Ты сказал "изумляешь", а надо говорить "изнуряешь".
Отец попытался напустить на себя важность, но ничего не вышло.
- Ни стыда у тебя, ни совести, - вздохнул он. - Хватит над стариком потешаться. Сегодня у нас нет времени на всякие глупости.
Гном схватил дочку за руки, и они закружились в танце.
- Сегодня Рождество, мы спустимся вниз и тоже отведаем рождественский ужин..."

Свен Нурдквист. "Рождественская каша" (перевод со шведского К.Коваленко)

***** ***** *****

На празднование зимнего солнцестояния, а затем и на Рождество разные народы готовили блюда из зерновых. Например, у славян таким блюдом была и остаётся кутья /сочиво (в разных регионах под этими названиями могли быть разные блюда), на территории нынешней Великобритании - подобие овсяной либо какой-то другой каши, в которую могли добавлять разные ингредиенты, в т.ч. мясо. Одним из известных британских блюд является Frumenty, оно похоже на жидкую кашу из зерна.

Существует категория блюд, которые в английском языке называются "porridge": это иногда не совсем каша в привычном нам понимании, но как бы и каша тоже. Насколько мне известно, слово "каша" существует только у литовцев ("košė"), у славян и ещё у венгров, которые когда-то осели рядом с ними.

Известное французское блюдо Boudin blanc ("белый пудинг") ведёт своё происхождение со средних веков, когда прихожане согревались молочной кашей после посещения полночной мессы в канун Рождества. В эту кашу тоже могли добавлять хлеб, жир, крахмалистые ингредиенты, а также ветчину или белое мясо. Думаю, что история этой каши тоже начинается гораздо раньше. Примерно с XVII века Boudin blanc принял вид колбасок, которые французы сейчас в т.ч. подают и на Рождество. В их состав может входить белое мясо, рыба, сливки, хлебные крошки, пряности, молоко.

Подобный обычай готовить кашу на Рождество до сих пор сохранился в скандинавских семьях (сейчас это чаще всего рисовая каша). Хозяева готовят кашу не только для себя, но и для гномов: выставляют её на крыльцо, на подоконник, заносят прямо в амбар или хлев.

***** ***** *****

"Гномы не едят мяса, поэтому рождественского окорока у них нет. Зато они варят похлебку из разных трав, ягод и грибов, которые им удалось насобирать за год - от первого бутончика мать-и мачехи до последней замерзшей сыроежки. Хлеб они пекут из зерен четырех злаков, и пиво у них необыкновенное: чем моложе тот, кто его пьет, тем оно слабее и слаще, чем старше - тем крепче и горше. Поэтому маленькая Пилька, которой едва исполнилось четыре года, пьет пива не меньше, чем ее старый дед, которому стукнуло уже четыреста двадцать семь лет." ("Рождественская каша")"



Иллюстрация к данной сказке.

***** ***** *****

У некоторых народов сохранились древние легенды о том, что такую обрядовую кашу замешивали боги из всего хорошего и важного, что было на земле. Эти обычаи связаны с символизмом зерна.

Зерно - это божественный дар, символизирующий непрерывный жизненный цикл, продолжение жизни после смерти.

"Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода." (Евангелие от Иоанна 12:24)

Зерно также олицетворяет изобилие, богатство, плодородие. Этот символизм относится не только к природе, но и к человеку: зерно - это семя. Главные божества практически всех народов изображались в устных преданиях и в материальном творчестве с колосьями или снопами. Мы помним, что эти же божества были связаны с Солнцем, главным светилом.

Языческие праздники летнего и зимнего солнцестояния, предшествовавшие христианству, тоже были связаны с этими символами. В дни летнего солнцеворота (июнь; Иван Купала; Купалье) не только жгли мистические огни, ходили к воде пускать венки, искали в лесу цветок счастья и думали о любви. В эти дни было принято поливать огороды, а в полях проводились особые ритуалы для того, чтобы к осени собрать богатый урожай.

В дни зимнего солнцестояния (декабрь) из этого собранного урожая готовили особые блюда и преподносили богам в надежде на то, чтобы следующий год был таким же богатым и урожайным во всех смыслах. Поскольку божества отождествлялись с силами природы, отсюда появились священные деревья и пошло празднование нового года (см. мою статью "Почему ёлка?").

В дни зимнего солнцестояния проводились и римские сатурналии (праздники в честь бога Сатурна, которые продолжались с 17 по 23 декабря). Сатурн - Отец-Время (Father Time), тесно связан с мотивом смерти, с образом ушедших предков, со сменой циклов. Подробнее см. в моей статье "Кто приходит в зимний вечер. История новогоднего и рождественского дарителя".

Теперь, я думаю, понятно, почему та же кутья, например, является в т.ч. и поминальным блюдом. Её готовят и в дни поминания предков, а потом выставляют для них на окно. И ещё интересно: в Скандинавии и Финляндии, например, существует обычай посещать на Рождество могилы близких.

День Всех Святых (Хэллоуин) когда-то отмечался как современный Новый год, т.е. это была граница не только между разными мирами, но и между старым и новым годом.



Гномы - это скандинавские рождественские дарители. По некоторым представлениям, гномы делятся на обычных (домашних, овинных, лесных и т.д.) и рождественских. В сказке, которую я процитировала, как раз об этом тоже говорится. И ещё очень советую тем, кому интересны эти мифологические образы, посмотреть фильм "Волшебное серебро". Прекрасный современный фильм, о котором я когда-то рассказывала. Если у меня будет свободная минутка, я и сама его пересмотрю (см. "Новогодний кинозал. Часть 7. Сказки для детей").

В некоторых регионах до сих пор поддерживается традиция рождественской каши как она есть, в других регионах каша или подобное блюдо из зерновых со временем трансформировались в нечто другое (разные виды выпечки, пудинг, фруктовый кекс/торт, запеканка или что-то подобное). Кстати, традиция оставлять печенье для Санты...вам не кажется, что она имеет те же корни? Выпечка ведь готовится из перемолотого зерна, из муки.

См. мою статью "Печенье для Санты, морковка для Рудольфа" и ниже, в каталоге - ссылку на мой подробный разбор британского рождественского пудинга.

В некоторых регионах Скандинавии в рождественскую кашу при варке добавляют один миндальный орех: кому он попадётся в тарелке, того ждёт удачный и счастливый год. О подобных традициях я вспоминала, когда рассказывала про британский рождественский пудинг. Те же традиции - запекание в каше или другом блюде некоего символического предмета - существуют до сих пор в разных мировых регионах.

Зерно ещё символизировало защиту от порчи, сглаза и подобных нехороших явлений. До сих пор сохранились гадания "на зерно" или "на петуха", которые проводили в т.ч. на Новый год, в Святки.



Старая рождественская открытка

"Однажды, давным-давно, было дело - забыли поднести гномам кашу. И гном-отец так разозлился, что весь год в доме случались несчастья. Надо ж, как его пробрало, он ведь на самом деле такой добряк!

Так вот, значит, в этом году они снова забудут о рождественской каше - мать-гномиха знала об этом заранее. Надо что-нибудь делать, невмоготу потом весь год смотреть, как люди мучаются.

Мать-гномиха улучила момент и отозвала Пульку и Польку в сторону, чтобы гном-отец не услышал их разговор.

- Мне нужна ваша помощь. Только ни слова отцу! Люди забудут поднести ему кашу. Нам надо самим раздобыть ее, да так,чтобы отец ни о чем не догадался. К тому мы же мы должны напомнить людям, что мы существуем. Только не забудьте, сделать это надо так, чтобы нас никто не увидел! Гном, показавшийся людям на глаза, теряет свою волшебную силу, сами знаете. Вот как мы поступим...

Она стала быстро что-то объяснять Пульке и Польке, а те с умным видом закивали."

***** ***** *****

Что было дальше и чем закончилась сказка "Рождественская каша", можно узнать здесь (текст с красочными иллюстрациями). Хозяйкам, которые хотят не только сохранить мир в доме, но и вообще поддержать основы мироздания, читать обязательно! :)

А чтобы некоторые люди не забыли о рождественской каше, я составила небольшой каталог из тех блюд, которые сама готовила (он будет включён в список всех моих каталогов).



Блюда-каши, блюда с кашей, блюда, похожие на кашу, а также блюда, которые со временем превратились из каши в нечто другое

Я думаю, и дети, и взрослые, и гномы, и домовые, и лесовички, и муми-тролли будут рады любому из них :)

1. Halwa (халва; халава). Классический рецепт; с грецкими орехами
2. Халава с вишней, кэробом и миндальными орехами
3. Упма с кускусом
4. Кхир. Рисовый пудинг с кардамоном и миндальными орехами
5. Тёплый рис с пряностями (аюрведическое блюдо)
6. Кичри (кичади, кичари). Блюдо из риса и мунг дала
7. Тайский рисовый пудинг с лемонграссом по рецепту Гордона Рамзи
8. Рисовый пудинг "Клубника и жасмин"
9. Рис жасмин, приготовленный с красным рисом
10. Ризотто, теория и практика [не каша и не porridge, а просто блюдо "кремовой консистенции", но в этом каталоге оно мне нужно]
11. Калитки с рисовой начинкой
12. Теория и практика овсяной каши
13. Овсяная каша с кокосовым молоком
14. Перловая каша с баклажанными "грибами" от Бабы Яги
15. Британский рождественский пудинг. Части 1-6. История, теория и практика превращения каши в выпечку.

***** ***** *****

Не забудьте в рождественскую или в новогоднюю ночь выставить на порог или на подоконник тарелочку с кашей! Вдруг там её уже ждут? Всегда есть те, для кого это очень важно и нужно, иначе бы такие традиции не существовали и не передавались от поколения к поколению.



Подготовлено для моего ФМ "Рождественский обход", а также для ФМ "Кулинарные цитаты из литературы" и ФМ "Заварили кашу".

мифология, открытка, Финляндия и Скандинавия, эльфы и гномы, библиотека, коллекционное, Новый год, фольклор, праздник, Дед Мороз, кулинарная цитата, зерновые, КулиНарния, Рождество, кухня скандинавская и финская, матчасть

Previous post Next post
Up