Олег Меньшиков и Александр Петров в фильме "Гоголь. Начало" (Россия, 2017)
Вернее - с середины жизни писателя и с красной свитки.
Как говорил сам Николай Васильевич, "я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно..." Я, например, до сих пор не могу разгадать, для чего столько всего наворотили в новом
фильме "Вий". Я имею в виду ту картину, которая вышла в 2013 году (Россия, Украина, Германия, Великобритания, Чехия, 128 минут; возрастной рейтинг 12+).
Я обожаю Гоголя! Никто так поэтично не писал в прозе ни в его время, ни после него, ни тем более сейчас. Какой слог, какая мифология!..Я уже говорила, но повторюсь ещё раз: я дипломированный фольклорист, поэтому понимаю все мифы, сказки, легенды мира и на Колобка смотрю совсем другими глазами :)
Мифология Гоголя гениальна, но если кому-то не нравится его творчество, если кто-то не понимает, что там творилось в его Диканьке, то лучше современные фильмы на эту тему не смотреть.
Классический советский "Вий" 1967-го года, с Натальей Варлей и Леонидом Куравлёвым, первый и последний официально признанный советский фильм ужасов - это просто детская сказочка по сравнению с тем мифотворчеством, в которое пускаются современные киношники. И я не только "фильмы ужасов" имею в виду.
Какой тяжёлый и непонятный фильм сделали из школьного программного произведения "Тарас Бульба" (год выхода 2009)! Я уважаю Богдана Ступку, роль Тараса была его практически лебединой песней (актёр ушёл от нас в 2012 году), но фильм оставил очень странное впечатление.
Богдан Ступка в роли Тараса Бульбы
Рассказывая о фильме "Великолепная семёрка", я обещала когда-нибудь ещё раз упомянуть американского актёра Юла Бриннера. Упоминаю (см. мою статью
"Семь самураев по-американски"; ссылка открывается в новом окне).
Юл Бриннер в роли Тараса Бульбы. Настоящее имя актёра Юлий Борисович Бринер; родился во Владивостоке. Его обожали женщины, им восхищались мужчины. Самым известным у нас фильмом с его участием является та самая "Великолепная семёрка" - американский ремейк фильма Акиро Куросавы "Семь самураев".
Когда моему сыну нужно было по школьной программе прочитать "Тараса Бульбу", я показала ему американский фильм 1962 года, а из нового российского фильма - только финал, где Тараса сжигают на костре, а он пытается докричаться до своих казаков. Финал этот очень сильный, это я признаЮ, но он меня впечатлял и в школьные годы, когда я сама впервые читала "Тараса Бульбу". В американском фильме другая концовка. Вернее, он обрывается совсем на других событиях и ничего не говорит о судьбе Тараса. Да, фильм американский до мозга костей, как говорится, но он как раз для детей, не то что многие современные блокбастеры...
Фильм "Гоголь. Начало" я приняла, но поняла это не сразу. И вообще я его до сих пор осмысливаю, хотя посмотрела несколько дней назад.
Фильм и лёгкий, и тяжёлый одновременно. И целомудренный, и эротический (много обнажённых женских тел и откровенный секс). И безобидный, и ужасный. И вообще можно подобрать к нему много эпитетов.
Если кто-то не читал рекламные статьи, в двух словах объясню суть. Это сериал: 8 серий примерно по 45 минут. Создатели скомпоновали весь материал так, чтобы его можно было показать блоками, по 2 серии. Сериал сделан для ТВ3, но его решено было показать и в кинотеатрах. Премьера первого блока уже состоялась. В сериале рассказывается, какие события и как именно могли повлиять на Гоголя, чтобы он написал свой шедевр, сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Мнения зрителей сразу же разделились. Во-первых, были недовольные: якобы никто им не объяснил, что это не весь фильм. В первом блоке всё обрывается на самом интересном месте и для того, чтобы узнать, чем всё закончится, нужно посмотреть все 8 серий. Сначала их хотели показывать с равным временным интервалом: первый блок вышел в конце августа, а в начале октября должны были выпустить в прокат следующие 2 серии. Однако, вдохновившись тем, что фильм очень понравился зарубежным критикам и даже успел получить парочку кинопремий, а также тем, что якобы в первые недели проката в России он не просто окупился, а собрал бешеные деньги, решено было показ следующих серий отложить.
Во-вторых, одни говорят, что на самом ТВ3 сериал будет показан от начала до конца только после того, как пройдёт на больших экранах, а другие утверждают, что в кинотеатрах будет показано только 6 серий, а вот 2 заключительные покажут только по ТВ. Кому верить - пока не знаю, но первый блок из 2 серий я уже посмотрела.
Что я могу ещё о нём сказать, кроме того, что сказала выше. Никто не знает, какой была жизнь Гоголя на самом деле. Никто подлинно не знает, что творилось в его душе и какими глазами он смотрел на мир. Да, он оставил много заметок на бумаге, но много и сжёг в огне, а "Вечера на хуторе близ Диканьки" - прекрасное произведение! Можно долго гадать, по какой причине оно возникло и какие события на самом деле происходили в то время. В сериале мы видим лишь одну из версий.
Не зря все фильмы, которые даже берут "гоголевские" названия, всё равно создаются "по мотивам" и это всегда отмечается создателями. Очень легко взять мотив, но очень трудно достойно его обыграть. Как я уже говорила
в отзыве на фильмы, созданные по мотивам легенд о Короле Артуре, "мифология - это совсем не то, с чем можно играть, как угодно и толковать, как вздумается. Мифы и легенды никогда не возникали на пустом месте, следовательно переиначивать их тоже нужно с умом." Гоголь - гений и справлялся он с этой задачей прекрасно! Просто прекрасно! Не зря его произведения читаются, перечитываются и экранизируются до сих пор.
Обыграли "Вия" в 2013 году, обыграли основные "диканьковские" мотивы и в новом сериале 2017 года, но обе названные киноработы - это две большие разницы, на мой взгляд.
Говорят, что Валерий Золотухин, который не дожил до премьеры картины "Вий", долго думал, прежде чем дал согласие сниматься в "фильме ужасов", но как-то зашёл в книжный магазин и увидел там свою книгу...рядом с книгой Гоголя. Именно поэтому он дал согласие, но даже его присутствие, по моему мнению, фильм не спасло, несмотря ещё и на бюджет в 26 миллионов долларов: получилась смесь американского фильма "Дракула" и многочисленных фильмов ужасов про Белоснежек-Красных Шапочек, разбавленная цитатами из произведений Николая Васильевича Гоголя. Некоторые сцены в этом "Вие" даже не ужасны, а омерзительны...
По мотивам повести "Вий" был снят ещё один фильм: "Ведьма" (2006, 78 минут, 18+; в главных ролях Валерий Николаев и Евгения Крюкова). Фильм был полностью снят на английском языке и специально переозвучен для российского проката. Тоже заслужил много негативных отзывов, но лично меня он держал в напряжении как хороший "ужасник". В нём есть ощущение чего-то страшного и ужасного, когда сидишь и не знаешь, чего и откуда ждать. Тоже не для детей, но хорошо подходит для щекотания нервов.
Блок про Вия в новом сериале тоже будет, как говорят. Интересно будет сравнить и эту попытку с предыдущими. Пока же не могу сказать ничего совсем плохого про это "...Начало". Есть в нём, конечно же, проходные сцены, которые как бы и ни к чему там или по сравнению с другими очень слабые, но такое бывает во всех фильмах, чего уж к этому придираться.
Петренко и Меньшиков играют хорошо, на мой взгляд, а что касается схожести с другими ранее вышедшими фильмами, то на этот вопрос уже ответил сам режиссёр. Зрители, посмотрев первые серии, начали сравнивать картину и с "Сонной лощиной", и с советским фильмом "Собака Баскервилей", и ещё с кем-то и с чем-то. Егор Баранов ответил так:
"Для меня Тим Бертон - король жанра готики. Но, при всем к нему уважении, он не владеет всей готикой. В России любят штампы: если ты снимаешь гангстерский боевик, то ты обязательно косишь под Гая Ричи и Тарантино - это неизбежно. Если мы говорим о мистике, не лишенной романтики и приключений, это в каком-то смысле и есть готика. Наш герой - рефлексирующий персонаж. Человек, неуверенный в себе. Фобии разъедают его изнутри. Чтобы показать острее этот сюрреалистичный мир, готический романтизм наиболее удачен. Он легко ложится. Думаю, именно поэтому зрители увидели западные визуальные референсы. Но при этом они подмечают, что это легко и органично воспринимается". Полностью статью можно прочитать здесь:
"Без носа, но в парике: как снимают сериал "Гоголь" в Санкт-Петербурге" (ссылка открывается в новом окне).
Я с ним согласна: фильм я действительно восприняла легко, несмотря на всю его "ужасность", но я люблю Гоголя и очень люблю мифологию. Те же, кто далеки от одного и другого, могут этот сериал либо понять, либо не понять. Тут уж как всегда: на вкус и цвет, что на душу ляжет, чем сердце успокоится.
Я пока не могу сказать, можно ли наградить новый сериал о Гоголе и о его Диканьке "Золотой малиной", полное мнение о нём можно будет составить только после просмотра всех 8 серий.