В части организации парковочных мест города, позвольте и мне вставить свои «5 копеек» в эту сложную и неоднозначную тему.
Шутка ли, официальные данные говорят нам о том, что в городе Пскове официально зарегистрировано порядка 100 тысяч единиц транспортных средств. Прямая логика говорит нам о том, что формально у каждого второго жителя областного центра иметься машина. Понятно, что это далеко не так, но грязные подсчеты говорят нам о том, что количество автомобилей в городе зашкаливает. Из-за этого имеем постоянное нарушение правил участниками дорожного движения в части расположения припаркованного транспорта, периодические конфликты между водителями за кусок асфальта.
Зачастую слышится фраза, мол, смотри «..а вот в Таллинне, Берлине, Праге порядок. Люди живут цивилизованно. На улицах нет мусора, дорожные знаки разумны, движение машин прогнозируемо, сумасшедшие пешеходы отсутвуют..бла бла бла и прочая сладкая вата. А у нас.. смута,грязь и беззаконие». Я далеко не идеалист, скорее наоборот. Жизнь меня не раз подводила к циничному, сухому, «недушевному», но разумному и необходимому выбору. Поэтому я и предлагаю нижеописанный вариант решения проблем парковок в центральной части города.
Поймите меня правильно. Популистские призывы строить в центре города бесплатные парковки, закатывать в асфальт редкие лужайки газонов - невыполнимы. Невозможно в Пскове построить столько парковок, чтобы все могли бесплатно пришвартовать свой авто. Невозможно в нашем небольшом, исторически уникальном городе кардинально решить проблему размещения машин не нанеся при этом урон историко-художественным ценностям и не затронув ту хрупкую составляющую, чем так славен город (старинные аллеи, губернская архитектура, уют и тишина). Сколько не строй бесплатные парковки, но спрос на них всегда будет на какую-нибудь малую величину превышать предложение. Город, в автомобильном плане, у нас динамично развивающийся. И верить, что рост количества авто замедлиться- глупо. Поэтому считаю, что решать проблему парковок можно исключительно репрессивными мерами. Необходимо не увеличение ширины парковочных мест и стоянок, а уменьшать на них спрос. Делать это можно только с помощью денег.
Я прекрасно помню то время (начало двухтысячных), когда на остановке «Маяк» (в сторону центра) в восемь утра я буквально вбивался в толпу людей которая заносила меня в автобус. В салоне автобуса боевые кондуктора еле протискивались сквозь хмурую утреннюю толпу. Трудовое население активно пользовалось общественным транспортом. Автобусы ходили наполненными, параллельно этому проблем с размещением автомобиля перед «офисом» не существовало. Сейчас же я наблюдаю картину, как автобусы по утрам катают воздух. Любой маломальский самостоятельный госслужащий/сотрудник правоохранительных органов/офисный человече подкопив сумму в два ifon*а уже мечтает о своем личном Автомобиле. Он залезает в сумасшедшие кредиты, отказывается от всех благ и берет себе «подержанный Фокус». Человек- личность самостоятельная и его желание в личном маленьком мирке/пространстве вполне естественно. Как здорово ранним утром, по пути на работу, послушать обоготворяемого специалиста рта и микрофона Стасика Михайлова, выкурить папироску, поболтать по телефону. Вам никто не мешает. Здорово, правда?
Ну а теперь давайте трезво посмотрим на ситуацию. У жителя города существует две основных альтернативы, как перемещаться на работу и вообще по городу - личный автомобиль и общественный транспорт. В решении человека, каким вариантом воспользоваться, заключено три основных параметра: цена проезда, скорость, комфорт. Понятно, что разные люди по-разному оценивают эти параметры - кому-то в транспорте так некомфортно, что он готов хоть в 10 раз дольше ехать, лишь бы на автомобиле. Я не беру в расчет частные крайние случаи, интересует среднее для всех жителей поведение, а оно всегда очень прагматичное.
Итак, мое предложение:
-Разделить общепринятую «Центральную» часть города на несколько зон.
Зона «А»- Это наиболее загруженные «стояночные» улицы, такие как ул. Некрасова,ул.Гоголя,ул.Пушкина,ул.Ленина,ул.Советская,ул.Л.Толстого (до дома №20), ул. К.Маркса, ул. Свердлова, Октябрьский проспект (до дома №50)
Зона «В»- улицы центральной части города, пользующиеся спросом в ограниченном времени (покупки, деловые встречи). Ул. Я.Фабрициуса, ул.Металистов, ул.Гражданская.
- Установить тарифную сетку на право пользования стояночным местом из расчета:
а) Плата за пользование парковочным местом взимается по рабочим дням с 8.00 до 18.00. По субботам, воскресениям и в государственные праздники парковка бесплатная.
б) Стоимость парковочного места «Зона А»
Первый час - бесплатно
Последующий каждый час из расчета 20 руб./час.
1 день- 50 рублей ( 2 поездки на автобусе- 32 рубля)
1 месяц- 700 рублей ( аналогично стоимости месячного проездного билета-700 руб.)
Стоимость парковочного места «Зона В»
Первый час - бесплатно
Последующий каждый час из расчета 10 руб./час.
1 день- 30 рублей
1 месяц- 400 рублей
в) Автомобили обозначенные знаком «инвалид», от оплаты стоимости парковочного места освобождаются
- Водитель обязан зафиксировать время начала парковки письменно или при помощи парковочных часов. Парковочные часы или письменное уведомление начала времени должно быть под лобовым стеклом, на видном месте.
- Оплату парковки подтверждает:
а) парковочный билет (из парковочного автомата);
б) месячное разрешение на парковку. (Приобретается в киосках «Роспечати», отделениях «Почта России».)
в) возможна оплаты через мобильную связь. Здесь можно посмотреть на опыт восхваляемой Эстонии. Например, в Таллинне, лично неоднократно пользовался такой системой. Действует безукоризненно.
- за отсутствие документа подтверждающего начало парковки либо её оплаты- эвакуация транспортного средства на штраф-стоянку.
В итоге перед каждым водителем будет выбор, как именно ему выгоднее ездить на работу. Вырисовывается некий баланс городской транспортной системы - какое-то количество ездит на автомобиле, какое-то пересаживается на общественный транспорт.
Парадоксально, но благодаря данному подходу выигрывает несколько сторон. Во-первых, сами автомобилисты. Для них, если установить нормальную ценовую политику, исключить бесплатные места (читай «блатную» бесплатную парковку) и четко проводить штрафную политику- будет точно понятно -или ты платишь определенную сумму и ездишь по городу без пробок и проблем парковки у организации где ты работаешь.
Во- вторых, общественный транспорт. Городской автобусный парк будет более загружен в часы пик. Увеличившееся количество пассажиров позволит автобусному парку проводить более гибкую политику ценообразования, развивать и обновлять свой автопарк, добавлять новые маршруты в активно расстраивающихся районах города. Смотрите сами. Уже сейчас назревает потребность в новых маршрутах на дальнем Запсковье ( ул.Юности, закольцевать ул.Инженерную и ул.Звездную), дальнем Завелечье (конец ул.Коммунальной, Рижского проспекта). Я практически уверен, что на господина Лупандина оказывают определенное давление по факту ввода в строй новых маршрутов. Но откуда им взяться, если в течении дня автобусы перевозят воздух? Современное «свободное плавание» на финансовом самообеспечении позволяет худо-добро поддерживать существующий порядок. Но о развитии нет и речи.
В-третьих, выигрывают сами жители города. Поступающие денежные средства можно реализовывать на обеспечение безопасности пешеходов. Например: оборудования пешеходных переходов дополнительными средствами привлекающими внимание водителей (пример- пешеходный переход у «Маяка»), модернизации светофоров с цель их перевода из автоматического режима в режим работы «по требованию», покупку и периодическую бесплатную раздачу световозвращающих «медальонов» школьникам. Или, искренне желаю того, деньги реализовывать на планомерную постройку во дворах простейших спортсооружений: игровой площадки, турников, коробки для мини-футбола/хоккея. Помните про существовавшие «коробки» во дворе магазина «Маяк», двор ул. Гражданской,11? Если у сегодняшних властей не хватает денежных средств на постройку/реконструкцию общественных спортсооружений, то необходимо проявлять инициативу самим горожанам.
Поймите, плата за парковки, как и вообще плата за пользование автомобилем нужна вовсе не для того, чтобы кто-то наживался. Она необходима для того, чтобы регулировать количество машин, которые ездят в центральную часть Пскова, и которым не хватает свободных мест. К сожалении, в нынешних условиях философия « сначала сделайте альтернативу, а уж потом запрещайте»- не работает. В этом деле никакой альтернативы существовать не может. Попытки создать «концепцию развития транспортной инфраструктуры с учетом исторической ценности градостроительного комплекса» выливается в пустую трату времени и денег. Но главное это то, что предложенный комплекс мер возможен лишь тогда, когда из головы людей исчезнет идеология того, что ездить свободно по городу и бесплатно парковать машину в любом месте- это его неотъемлемое человеческое право, а все запреты и знаки это полная ерунда. Пока подобная философия будет жить в головах наших горожан ни о каком развитии транспортной системы Пскова речи быть не может.