Следователи считают, что лесорубов надо искать в областных лесничествах и министерстве лесного хозяйства. Древесина, в которой так нуждаются погорельцы, исчезла.
Жители сельского поселения Узюково Ставропольского района Самарской области обвиняют поселкового главу Валерия Тимофеева в том, что тот незаконно продал деловую древесину, которую они пытались получить в лесничестве Ставропольского района. Тридцать семей считают, что Тимофеев их обманул. Все они обратились с заявлениями в полицию. В следственном управлении следственного комитета РФ по Самарской области «P.S.» заявили, что эти факты сейчас внимательно изучает отдел по расследованию особо важных дел СУ. Уголовное дело возбуждено по факту превышения должностных полномочий неизвестными лицами государственного казенного учреждения Самарской области «Самарские лесничества» и Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования. Правда, в отношении Валерия Тимофеева и экс-министра лесного хозяйства Николая Домке уголовные дела пока не возбуждались.
Депутат собрания представителей Ставропольского района Самарской области Дмитрий Пенкин уверен, что увольнение министра лесного хозяйства и окружающей среды Николая Домке может быть напрямую связано со скандалами в Узюково. 2 октября 2012 года губернатор Самарской области Николай Меркушкин освободил Домке от занимаемой должности. Министр попросил уволить его по собственному желанию, сославшись на состояние здоровья.
В беседе с корреспондентом «P.S.» Домке пожаловался на больное сердце. Свою причастность к хищению деловой древесины экс-министр полностью отрицает.
Пенкин утверждает, что правоохранительные органы уже опросили 40 жителей Узюково, которые, якобы, получили по 100 кубометров деловой древесины для своих нужд. Их подписи стояли в ходатайстве Тимофеева на имя Домке. Без этого документа лес получить невозможно. Скоро выяснилось, что заявления липовые. Пенкин говорит, что в настоящее время следователи проводят по этому поводу графологическую экспертизу. Если версия депутата из Узюково подтвердится, то речь может идти о хищениях леса на сумму, превышающую несколько миллионов рублей. Пенкин говорит, что на рынке кубометр деловой древесины стоит от 2500 до 3500 рублей.
Еще один житель Узюково Александр Кузмичев признался «P.S.», что его семья действительно писала заявление на имя Тимофеева с просьбой выделить им лес.
- Мы подписали это письмо в надежде, что получим древесину, но лесничество Ставропольского района так ничего нам и не выделило, - говорит Кузмичев, - Мы уверены, что лес вместо нас получили другие люди, которые не являются жителями Узюково.
Кузмичев говорит, что таких людей, обманутых Тимофеевым и представителями лесничества Ставропольского района около тридцати. Вероятно, речь идет о деревьях, которые пострадали в ходе лесных пожаров. Такая древесина пригодна для строительства. Региональные власти выделяют ее жителям за символическую плату. Это позволяет многим нуждающимся, например, погорельцам, отстроиться заново.
В Узюково, по самым скромным подсчетам, полсотни семей нуждаются не просто в улучшении жилищных условий, а хоть в какой-нибудь крыше над головой. Многие из них стоят в очереди на жилье больше десяти лет. Так, 11 семей ютятся в здании на улице Шоссейной. Это бывший «красный уголок» местного колхоза. Здание давно признано нежилым помещением. В последний раз здесь на два года отключали электричество. Тепла и воды в «красном уголке» нет. Тем не менее, люди здесь живут вместе с малолетними детьми. Есть тут и инвалиды пенсионного возраста, как, например, Любовь Федорова - абсолютно слепая женщина. Вот уже несколько лет она вынуждена зимовать в этом сыром и холодном бараке.
Жительница Узюково Людмила Молина и ее сожитель Сергей - погорельцы. Оставшись без жилья, они смогли получить от местных властей только 10 тысяч рублей на оформление документов - больше ничего. Сегодня они вынуждены жить в сарае, который построил Сергей. Впрочем, сарай больше напоминает шалаш. В таких условиях они воспитывают ребенка. По соседству с ними еще одна семья погорельцев - они разместились в вагончике.
В большой семье Осиповых 12 детей. Все они умещаются в небольшой постройке, размером с кухню в «хрущевке».
- Наш дом сгорел дотла за считанные минуты, - рассказывает Валентина Осипова, - электропроводка пришла в негодность, случилось замыкание и все. Так мы стали бездомными. В 2008 году были выборы главы сельского поселения Узюково. Тимофеев приходил к нам, обещал свет, газ и воду. Мы поверили ему, побежали голосовать, но прошло четыре года, а мы живем все в тех же условиях. Нам удалось невероятное - достучаться до Владимира Путина, у нас есть письма, в которых он признает за нами право на получение жилья, но Пучков (глава администрации Ставропольского района, - Прим. авт.) с Тимофеевым и слышать ничего не хотят. Говорят, нет никакой возможности нас переселить.
Впрочем, семья Осиповых не единственная в Узюково, кому ответил президент России. У Нины Кареевой накопилось уже внушительная папка таких писем. В их семье самая плачевная ситуация по сравнению с остальными погорельцами из этого села.
Дом агитации №15 находится на окраине Узюково. Это второй сельский «красный уголок». Раньше здесь тоже ютились несколько семей, но после того, как здание обесточили, все разъехались. А Кареевы остались. Им некуда идти, на руках дочь Ольга. Она инвалид, которая с рождения прикована к постели.
Чтобы согреться, жгут керосин. Живут почти в полной темноте. Ребенка, прикованного к постели, не могут даже помыть теплой водой - девочка ходит в туалет под себя. Тем не менее, в доме чисто, аккуратно и прибрано. Ни в одной из этих несчастных семей, что мы видели, мы не заметили пьющих, или социально-деструктивных людей.
Кареевы долго бились, пытаясь достучаться до чиновников, но все тщетно.
Большинство этих семей могли бы решить свои жилищные проблемы, получив древесину в лесничестве Ставропольского района, но тысячи кубометров леса исчезли.
Отдел по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ в ответе на запрос «P.S.» сообщил, что «в период с 2011 года по июнь 2012 года неустановленные лица в нарушении действующего законодательства от имени физических лиц заключили договоры купли-продажи лесных насаждений, впоследствии вырубив их». В настоящее время личности лесорубов устанавливаются.
Примечательно, что на территории Узюково, где так много людей нуждаются в жилье, восемь предприятий специализируются на переработке древесины. Они делают поддоны и другую продукцию. В Узюково это самый распространенный способ заработать. Правда, на этих пилорамах в основном трудятся рабочие из Чувашии. Местные жители знают только один случай, когда житель Узюково получил лес. Древесину выдали чете Тюриковых, потому что один из членов семьи работает в лесничестве.
Мнение
Николай Домке, экс-министр лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области:
- Я что-то не помню, чтобы Тимофеев обращался ко мне с ходатайством по вопросу выделения древесины, ведь когда речь заходит о погорельцах, то каждый случай мы рассматривали индивидуально. Долгое время я действительно отвечал за каждое дерево, но позже, чтобы ускорить процессы с куплей-продажей леса, бывший губернатор Самарской области Владимир Артяков попросил передать эти полномочия лесничествам. На территории Самарской области их 18. А до этого деловая древесина выдавалась только за моей подписью или за подписью моего заместителя.
Сегодня в отношении меня не расследуется ни одного уголовного дела. Я всегда жил в ладу с законом и требовал этого от своих подчиненных. Так что я спокоен и не переживаю. Просто кому-то выгодно втаптывать меня в грязь.
Кто такой Валерий Тимофеев?
Глава сельского поселения Узюково Валерий Тимофеев не в первый раз становится объектом пристального внимания правоохранительных органов. В декабре 2011 года ему инкриминировали служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и подозревали в незаконном отчуждении трех земельных участков общей площадью 12 тысяч кв. метров. 19 сентября суд Ставропольского района Самарской области вынес решение о прекращении в отношении Тимофеева уголовного преследования, так как подсудимый полностью признал свою вину. Тем не менее, прокуратура Ставропольского района сейчас оспаривает это судебное решение.
Что отвечают чиновники жителям Узюково, которые нуждаются в жилье?
Выдержки из ответа контрольного департамента губернатора Самарской области от 26 сентября 2011 года, №456/0: «На Ваше обращение на имя Президента Российской Федерации, администрация Ставропольского района сообщает следующее: в настоящее время у администрации муниципального района Ставропольский свободный жилой фонд отсутствует. Подпись: А.С. Пучков».
Ответ аппарата Правительства Самарской области от 1 декабря 2011 года №811/0: «В настоящее время у администрации муниципального района Ставропольский свободный жилой фонд отсутствует. В связи с этим переселить Вас из занимаемого помещения не представляется возможным. Подпись: А.С. Пучков».
И, наконец, еще одна свежая «отписка» главы Ставропольского района Александра Пучкова от 5 марта 2012, №675: «Согласно распоряжению администрации муниципального района Ставропольский Самарской области от 1 марта 2012 года №1759: «Вы приняты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилого фонда, предоставляемого по договору социального найма, с составом четыре человека».
Тимофеев отрицает свою вину
Глава сельского поселения Узюково Валерий Тимофеев признался, что готовил ходатайства в лесничество Ставропольского района на получение деловой древесины. «Я составил список нуждающихся в лесе, но никаких подписей в нем нет». Он утверждает, что не совершал ничего криминального, а все обвинения в его адрес беспочвенны. От дальнейших комментариев и встреч Тимофеев наотрез отказался.
Виталий Папилкин, "P.S.", 29 октября 2012 года.
Фото:
Пресс-Волга.