Во время Великого посольства, находясь в Амстердаме, ПЁТР I пробовал учиться гравировальному искусству. Его учителем стал Адриан ШХОНЕБЕК. Это единственная гравюра, атрибутируемая как произведение царя.
На гравюре в аллегорической форме изображается торжество православия над мусульманством: ангел с крестом и пальмовой ветвью в руках попирает мусульманский полумесяц, турецкие бунчуки и знамёна.
Во всем мире известно лишь два оттиска: один хранится в Энтографическом музее Санкт-Петербурга, другой - в Амстердаме. На последнем в левом нижнем углу находится надпись на голландском языке (на репродукции не видна). Надпись в переводе гласит: «Пётр Алексеевич, великий царь русский, награвировал это иглою и крепкою водкою, под смотрением Адриана Шхонебека, в Амстердаме, в 1698 году, в спальне своей квартиры, на верфи Ост-Индской компании»(*).
Судя по дате, офорт создавался в конце Великого посольства перед спешным отъездом в Россию. В числе множества иностранных специалистов молодой царь, уезжая, захватил с собой и учителя ШХОНЕБЕКА. Тот прожил в России до смерти и основал русскую гравировальную школу. Через много лет ПЁТР напишет в «Указе об учреждении университета и Академии» (1724): «Без живописца и градировального мастера обойтися невозможно будет, понеже издания, которые в науках чиниться будут (ежели оные сохранять и публиковать) имеют рисованы и градированы быть».
Изображение интересно не мастерством исполнения, которого не могло быть у человека, впервые взявшегося за гравировальные инструменты. Гравюра важна для характеристики ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА.
Во-первых, изображение свидетельствует, как жадно он хватался за возможность научиться каждому незнакомому ремеслу.
Во-вторых, из сюжета произведения видно, что, даже увлёкшись интересным делом, он не оставлял мысли о главной задаче Великого посольства - образовании союза европейских государств против турок. В наборе, символизирующем «магометанство», угадываются вполне ясные указания на главных врагов России того времени - Османскую империю и Крымское ханство. И попрание их воинской символики - намёк на желаемую военную победу над ними. Весьма легко одетая аллегорическая фигура была понятна только европейцу. В России этот срамной образ был бы с негодованием оплёван. Значит, этот художественный жест адресовался исключительно союзникам, конкретнее - голландцам. Иначе говоря, ПЁТР не только дипломатическим, но и таким артистическим образом взывал к помощи и военной поддержке.
Увы, политические переговоры в Голландии не удались - голландцы не согласились встать на сторону России в конфликте с Османской империей.
(*) Крепкая водка - азотная кислота. Игла - простейший инструмент гравера, напоминающий шило.
Данная гравюра приведена для рассмотрения как культурно-исторический памятник, ни в коем случае не ставится задача разжечь межконфессиональную и межнациональную рознь.