Перезахоронение императора Петра III в 1796 году

Mar 16, 2016 23:49




С первых дней царствования Павел I установил «культ отца», тем самым утверждая себя законным наследником. Он стремился восстановить попранную справедливость и одновременно прекратить неприятные слухи о том, что якобы приходился незаконным сыном Екатерина II. 13 (2 по ст. ст.) декабря 1796 года прах Петра III был торжественно перенесён из Александро-Невской лавры в Зимний дворец. Император не был официально коронован, поэтому 21 (10 по ст. ст.) июля 1762 г. был похоронен без соответствующих почестей в Благовещенской церкви лавры, а не в соборе Петропавловской крепости, как другие российские императоры.

В 1796 г., сразу после кончины Екатерины II, гроб её супруга был вскрыт, и к останкам благоговейно приложился Павел I, за ним - её величество и их высочества.

6 декабря (25 ноября по ст. ст.) по разработанному императором в мельчайших подробностях ритуалу было совершено сокоронование праха Петра III и Екатерины II. Такого ещё не видела Россия. Церемония была разделена на две части. Утром в Александро-Невском монастыре Павел возложил корону на гроб Петра III. Во втором часу церемония в присутствии женской части двора была осуществлена той же короной женой Павла Марией Фёдоровной. В церемонии в Зимнем дворце была одна жуткая деталь: камер-юнкер и камердинеры императрицы во время возложения короны «приподнимали тело усопшей». Очевидно, имитировалось, что Екатерина II была жива.

2 декабря останки Петра III были перенесены в домовую церковь Зимнего дворца. Составить представление о том, как выглядела траурная процессия можно по рисунку, сделанному неизвестным художником, вероятно, присутствовавшим на церемонии. Изображение представляет собой рулон длиной 15,8 м и шириной 0,75 м.

Шествие растянулось на полторы версты. Государь и великие князья, невзирая на страшную стужу, следовали за колесницей.




Изображение процессии заключено между символическими изображениями Хроноса и Истины. На пилонах текст на латинском и итальянском языках: «Она, которая побеждала королей и под чьей короной соединились многие царства, с безжалостной силой сдавила горло Фракийцев, теперь простёрта бездыханной. И вот великий преемник провожает прах Петра в крепость с более чем священным трепетом. И я скажу: похороны - это тени славы, но траур, огорчая нас, открывает истинный образ, который предстаёт перед нами со всеми подобающими его достоинству знаками. Как цезарь живет в своём народе, так и народ живёт в нём. Итак, родитель обретает силу в своём сыне, который отдаёт ему последние почести. Екатерина захватила то, что должно было принадлежать Петру, и она воспользовалась его скипетром, но Павел по достоинству обрёл то, что потеряли и тот и другая, и воссоединил это в своей власти».

Шествие началось строем пеших офицеров в чёрных епанчах и широкополых шляпах, несущих знамёна с гербами княжеств и областей Российской империи. За ними - строй трубачей и два конных адъютанта.



На первом плане верхом на коне князь Николай Васильевич Репнин (1734-1801), произведённый Павлом в генерал-фельдмаршалы. Репнину было поручено командование всеми войсками, участвовавшими в церемонии. За фигурой Репнина несколько человек несут большой щит с изображением Государственного Герба Российской империи.



В позолоченных латах, на коне с золотой попоной фигура «рыцаря света», символизирующая вечную память об усопшем, что должна была стать утешением для тех, кто оплакивал потерю. Следующий за ним пешком «печальный рыцарь» в чёрных латах с поднятым вверх мечом мог означать государственный траур. За ними строй свеченосцев с чёрным траурным знаменем.



Далее следуют литаврщик на коне, два рыцаря, несущие атрибуты орденов Святого Андрея Первозванного и Святого Георгия, строй Кавалергардского полка. За ними - шествие духовенства с алыми хоругвями и церковный хор.



На золотых подушках несут ордена, царскую шапку, Большую императорскую корону, жезл и скипетр. По приказанию Павла регалии несли участники убийства императора Петра III: граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1808), гофмаршал Фёдор Сергеевич Барятинский и генерал-аншеф Пётр Богданович Пассек (1736-1804).

Современники вспоминали, что получив этот приказ, граф Орлов «зашёл в тёмный угол и взрыд плакал. С трудом отыскали, а ещё с большим трудом убедили его взять корону в трепетавшие руки». После этого Алексей Орлов покинул Россию и уехал за границу, взяв с собой дочь. Барятинский сразу после похорон был отправлен в отставку и получил приказ оставить столицу, выехав на жительство в деревню. Когда его дочь просила помиловать отца, Павел I с гневом ответил: «У меня тоже был отец, сударыня!»

Царские регалии сопровождает строй лейб-гусарского и лейб-кирасирского полков.



За ними следует генералитет верхом на фоне строя гатчинцев и преображенцев.



Центр траурной процессии - колесница с саркофагом под балдахином. В колесницу впряжены кони чёрной масти, с чёрными попонами и плюмажами. Рядом с гробом идёт император Павел I с маршальским жезлом и тростью в одной руке и свечой в другой. Следом - императрица Мария Фёдоровна в вуали и чёрной мантии, подбитой мехом горностая. Рядом с нею дочери и свита.



За ними цесаревичи Александр и Константин с супругами со свечами в руках. Далее следует свита фрейлин со свечами. Замыкает процессию лейб-гвардии Казачий полк.


Российская империя, XVIII век, Исторические драгоценности/регалии, .13 декабря, Костромская губерния, Александро-Невская лавра (СПб), Орлов-Чесменский Алексей Григорьевич, Мария (дочь Павла I), Павел I Петрович, Эрмитаж, Декабрь, Орден Святого Георгия/Георгиевский крест, Нижегородская губерния, .6 декабря, Елена (дочь Павла I), Амурская область Российской империи, Зимний дворец (СПб), Казанский собор (СПб), Санкт-Петербургская губерния, Симбирская губерния, Владимирская губерния, Елизавета Алексеевна (жена Александра I), Гербы и флаги, Кладбища/похоронные традиции, Константин I Павлович, Вологодская губерния, Екатерина II Алексеевна, Хронос, 1760-е, Петербург/Петроград/Ленинград, Мария Фёдоровна (жена Павла I), 1790-е, Калужская губерния, Олонецкая губерния, Коронация, Орден Святого Андрея Первозванного, Архангельская губерния, Июль, Религиозные обряды и церемонии, Эстляндская губерния, .21 июля, Лошади, Александр I Павлович, Пётр III Фёдорович, Рязанская губерния, Живопись XVIII в., Свечи

Previous post Next post
Up