Описание «в лицах» свадьбы царя Михаила Фёдоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой (илл. 1-23)

Jun 30, 2018 19:10

В 1810 году в Москве появилась книга «Описание в лицах торжества, происходившего в 1626 году февраля 5 при бракосочетании Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича с Государыней Царицею Евдокией Лукьяновною из рода Стрешневых».

Издателем этой интересной книги был известный любитель старины, типограф и коллекционер, председатель Общества Истории и Древностей Российских Платон Петрович Бекетов (1761-1836). Она была издана с древней лицевой рукописи, находящейся в Архиве Министерства Иностранных Дел, в который она поступила от А.Ф. Малиновского. Малиновский (1762-1840) - выдающийся архивист, с марта 1780 г. служил в Московском архиве иностранных дел, а с сентября 1814 г. стал его главным управляющим и руководил архивом вплоть до самой смерти.

1. Титульный лист



Бекетов в предисловии к изданию рукописи написал: «О достоверности сей книги неможно иметь никакого сомнения: она поверяема была в повествовании со многими старинными списками. Приложенныя же при ней изображения, надеюсь, обратят на себя внимание любящих отечественныя древности, да и всякому Русскому не неприятно будет видеть старинныя обычаи наших предков. Описываемое здесь обстоятельство тем достойнее примечания, что напоминает нам время в которое Россия, так сказать, как бы воскресла и стряхнув с себя иго иноплеменных явилась опять в настоящем своем виде».

В первый брак царь Михаил Фёдорович вступил 18 (28) сентября 1624 г. с Марией Владимировной Долгорукой, но на следующий день после свадьбы царица внезапно заболела и скоро умерла. В 1626 г. царь задумал жениться вторично, и выбор невесты проходил по древнему обычаю. В Москву привезли 60 девиц из старинных и знатных княжеских и боярских родов. Михаил Фёдорович остановил свой выбор на дочери небогатого можайского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева - Евдокии. Выбор Михаила Федоровича вызвал в царской семье разочарование, но жених оставался непреклонен. Государь ссылался не только на возникшее у него чувство, но и на свой христианский долг помочь благородной не по крови, а по существу девице покинуть дом притеснявших её родственников.

Торжественное бракосочетание состоялась в Московском Кремле в воскресный день, 5 (15 ) февраля 1626 года. Основные этапы царского свадебного церемониала не отличались от обычных свадеб, как одинаков был сам чин свадебного венчания. Хотя церемонии, происходившие во Дворце и Успенском соборе с участием царя и боярской знати, несомненно, выглядели особенно пышно и великолепно. Главное было показать, что свадьба совершается «по их государскому чину, как бывало у прежних великих государей».

В книге Бекетова воспроизведено 65 иллюстраций из рукописного оригинала. В некоторых сохранившихся экземплярах гравюры раскрашены от руки акварелью.

Рисунки, изображающие все этапы церемонии, и пояснительные подписи к ним позволяют зримо представить старинные русские свадебные обычаи и традиции, разворачивающиеся в интерьерах Московского Кремля первой трети XVII в. Рисунки показывают, как выглядела в то время царская резиденция и её древние постройки, как проходили подготовка невесты и жениха к свадьбе и венчание в Успенском соборе, в какие костюмы были одеты царь, его невеста и бояре, какими иконами и в каких окладах их благословили родители, знакомят с меню свадебного стола и многим другим.

2. 3.









29 января 7134 (1626) года «Государь царь и Великий Князь Михайло Феодорович всеа Росии Самодержец» просил благословения своих родителей - «со Отцом своим Великим Государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всеа Росии, и с Матерью своею Великою Государынею Инокою Марфою Ивановною» - на законный брак, «в наследие рода его Царского». «А произволил Государь взять за себя Государя»  дочь Лукьяна Степановича Стрешнева Евдокию Лукьяновну. «А радость их Государская была в воскресенье, февраля в 5 день»

4.





«А наперед государской радости», за три дня до свадьбы, невесту ввели во дворец и с этого времени стали называть царевною.

Причина, по которой невеста так поздно прибыла во дворец, была проста. Царь, памятуя о непонятных болезнях его предыдущих избранниц, опасался, как бы враги не отравили девушку. До того отец и братья охраняли её дома. Примечательно, что Евдокия отказалась менять имя на Анастасию, объяснив, что ни Анастасии Романовне (жене Ивана Грозного), ни Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило».

5. 6.









На время свадьбы порядок местничества был отменён, и все присутствующие на свадьбе вельможи по особому царскому приказу находились «без мест»:

«И советовав Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович Всея России с Отцем своим с Великим Государем Святейшим Патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея России. Указали на их Царской радости Бояром, и окольничим, и стольникам, и стряпчим, и дворяном, которым в чинах быши без мест, и свой Государев указ Боярам и окольничим и всяким людем, которым быть в чинах, велел сказать. И велели тот указ подписать думным дьякам Ивану Грамотину да Федору Лихачеву, и к тому приговору свою Государскую печать приложить, для того, чтоб вперед теми случаи никому в отечестве не считаться, и случаев ни у кого не принимать, и в место того никому не ставить».

7.





Торжества начались в воскресенье 5 февраля 1626 года, когда «после ранния обедни» царь приехал за благословлением к своему отцу патриарху Филарету. Михаил Федорович произнёс речь:

«Великий Государь Отец наш, Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея России! По воле Всеблагого и Всесильного в Троице славимого Бога нашего и по совету и благословению вас, Великого Государя Отца нашего, и Матери нашей Великой Государыни иноки Марфы Ивановны, произволили есьм сочетатися законному браку, и день радости нашей ныне. И тебе бы, Великому Государю Отцу нашему, нас Сына своего благословити сочетатися законному браку по Апостольскому преданию и Святых Отец правилу».

8.





Источники приводят слова, с которыми патриарх Филарет обратился к молодым:

«Благочестивый и христолюбивый, Сын наш, Великий Государь и великий князь Михайло Федорович всея Росии! Всемогущий и неизреченный в милости в Троице Славимый Бог наш, иже соблюдая вас, Великого Государя от чрева Матери вашея, за благочестия Царством прослави и почти вас, Той и ныне благословит тя, Великаго Государя причтатися законному браку, по Апостольскому преданию и Святых Отец правилом, и подаст тебе Государю, и Супруге твоей Царице Евдокии долготу живота вашего, и благославит вас благословением последним, Ему же несть пременения, и подаст вам благородная чада, якоже Аврааму и Сарре Исаака, Исааку Иакова и Елкану, и Анне чуднаго Самуила и прочим древним отцем, Богу угодившим, и да узришь сыны сынов своих и дщери дщерей твоих, и благочестивое ваше Царство соблюдет от всех ваших врагов ненаветно и распространит и умножит от моря и до моря, и от рек до конец вселенныя».

Патриарх благословил царя Михаила Федоровича и его невесту Корсунской иконой Божией Матери в серебряном окладе («обложен серебром сканью»).

9. 10.









«А после того ходил Государь молитися в Чудов монастырь к Архистратигу Михаилу и к Чудотворцу Алексию, да к Вознесению Христову, и ко Пречистой Богородице в монастырь; а за ним Государем ехали бояре, и окольничие, и думные, и дворяне».

11.





«А после того благословлялся Государь женитися у Матери своей Благородныя Государыни иноки Марфы Ивановны». Инокиня Марфа даровала им «образ Спасов, обложен серебром, да образ Пресвятыя Богородицы Одегитрии, обложен с камением; и того дня радость была по их Государскому чину, как бывало у прежних Великих Государей».

12.





Затем начались торжества в Золотой палате («средней»), куда царь пришёл из «своих хором» в сопровождении бояр и стольников, «нарядився в кожух золотной аксамитной на соболях, да в шубу русскую соболью, крыта бархатом золотным, заметав полы назад за плеча. А пояс на Государе был кованой золотой».

Перед государем шли стольники и дворяне, «которые были в поезжанях», за ними шли князья Иван Никитич Одоевский, Андрей Васильевич Сицкий, Андрей Васильевич Хилков, окольничий Артемий Васильевич Измайлов, думный дьяк Иван Грамотин. За ним шли «дружки с государеву сторону» князья Дмитрий Мамстрюкович Черкасский и Дмитрий Михайлович Пожарский. Дружками при государыне были боярин Михайло Борисович Шеин и князь Роман Петрович Пожарский. Государя вёл под руку тысяцкий боярин князь Иван Борисович Черкасский. Одеты они были «все в золоте, и в черных шапках, и в ожерельях стоячих и отложных».

Из глоссария:
Золотный - вышитый серебряными и позолоченными серебряными («золотными») нитями.
Аксамит - старинное название дорогой узорной парчовой ткани, затканной золотными прядеными нитями.
Русская шуба - на Руси шубу шили мехом внутрь и сверху покрывали различными тканями: сукном, бархатом, парчой. Существовали русская и турская шубы. Русская шуба - длинная, расширяющаяся книзу, с длинными рукавами, которые иногда спускались до пола и имели отверстия для продевания рук.
Поезжанин - участник свадебного поезда.
Ожерелье - неширокий закруглённый воротник, лежащий вокруг шеи и застёгивающийся сзади на пуговицу. Он пристёгивался к нарядной рубахе в торжественных случаях. Ожерелье делали из дорогой ткани и расшивали жемчугом и драгоценными камнями.

13.





В Золотой палате государь «сел на своем месте на лавке на сголовье бархатном персидском, а Образа были в палате на большом месте и по стенам на четырех сторонах с застенками низаными, полавошники были другова наряду». Царь велел Одоевскому, Черкасскому, дружкам и боярам «сести в большой лавке, а поезжаном в другой».

Из глоссария:
Бархат - шёлковая ткань с ворсом (разрезным, полуразрезным или неразрезным) на лицевой стороне, создаваемым по особой технологии. Был известен бархат обычный, рытый, золотный.
Застенок - занавес, которым задергивались иконы.
Полавочники - куски материи, которые накладывались поверх лавок; тканая накидка на лавки.
Наряд - царские одежды и утварь были распределены на наряды, т. е. подобраны соответственно виду и ценности. Использование предметов того или иного наряда зависело от воли царя и важности события.

14.





Подробно описано убранство Грановитой палаты, где для государя с государыней было устроено «место чертожное», обитое «бархатом червчатым», «на нем два сголовья бархатным золотных в один узор, каковы государь указал, а на изголовье положено по сороку соболей, а третей сорок, которым Государя и Государыню опахивали, держал у места дьяк Андрей Подлесов». Столы устланы были тремя скатертями, «да положена перепеча, которую подносили Государю и Государыне, и к бояром с ширинками, да сыр, да солоница. Да и в столы положены были перепечи да солоницы с солью; а судков в первой день не ставили. А наряд в Грановитой палате, образы и застенки поставлены были низанные в большом месте, над Государевым местом и по сторонам на четыре стороны перваго наряду, а по лавкам посланы полавошники перваго наряду суконные со львы».

Из глоссария:
Чертожное место - возвышенное место, обитое тканью, на котором устанавливался трон.
Червчатый - багряного цвета.
Перепеча - старинное русское блюдо: бараний ливер, запечённый в бараньей сетке (сальнике).
Ширинка - платок из шёлковой ткани, часто вышитый по краям шёлком, золотыми и серебряными нитями, украшенный жемчугом.
Первый, или Большой, наряд использовался в особо торжественных случаях: в день венчания на царство, в день бракосочетания, при приеме посланников, при хиротонии архиереев, в Великие православные праздники.

15.





В это время царевна Евдокия Лукьяновна находилась «в своих хоромех, а у ней свахи и Боярыни. В свахах были, с Государеву сторону боярыня князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского Княгиня Елена Алексеевна, Боярина княж Дмитрия Михайловича Пожарского Княгиня Парасковья Варфоломеевна. А с Государынины стороны свахи Боярина Михайлы Борисовича Шеина Марья Михайловна, Князя Романова жена Княж Петрова сына Пожарского княгиня Авдотья Андреевна».

Невеста была наряжена под стать жениху: «в платье и венец золотой с городы, с каменьи и с жемчугом» (старинный головной убор, выполненный из золота с прорезанным насквозь узором, с городками - зубцами или теремами - вверху, украшенный драгоценными камнями и жемчугом).

16. 17. 18.













Изображены государев и государынин «короваи», покрытые «бархатом золотным турским» и «атласом золотным участковым», «носила обшиты были бархатом червчатым гладким», а с обеих сторон от них стоят бояре-коровайники.

«А свечи были: свеча Государева три пуда, а Государынина два пуда; а на свечах были обручи большие, широкие, чеканные края, обои золочены». У свечей стояли свечники: «у Государевой стольники Михайло Васильев сын Олферьев да Дмитрий Михайлов сын Толочанов, у Царицыны стольники Василей Иванов сын Стрешнев, да Яков Михайлов сын Толочанов». «Над свечами у фонарей были: у Государева фонаря стряпчей Дмитрий Баимов сын Воейков, Нефед Космин сын Минин; у Государынина фонаря стряпчий Феодор Андреев сын Олябьев, Дорофей Шипов».

19.





Михаил Фёдорович, сидя в Золотой палате, послал царицыных дружек к царевне Евдокии с повелением следовать в Грановитую палату.

20. 21.









Шествие невесты из её покоев в Грановитую палату проходило «через палату проходную да постельным крыльцом». Перед ней шли «свешники, и коровайники, и фонарники в терликах золотных на соболях, а терлики даны им с казенного двора, и в шапках черных лисьих». (Драгоценные одеяния и предметы утвари хранились на Казенном дворе и выдавались оттуда в особо торжественные дни. Остальное хранилось в казне Мастерской палаты. Счёт нарядов вёлся очень строго).

Богоявленскую и обручальные свечи несли стряпчие «в золоте и в черных шапках». Думной дьяк Феодор Лихачев нёс «осыпало на золотой мисе, а положено было на мису на три угла хмелю, да тридевять соболей, да тридевять платков золотных, участковых: длина пять вершков, а ширина поларшина, да тридевять белок, да осьмнадцать пенязей золоченых, да девять золотых угорских».

Во всё время свадебной церемонии самое большое внимание уделялось тому, чтобы никто не перешёл царю и царице пути: перед невестой шли боярин Михайло Борисович Шеин и князь Роман Петрович Пожарский, ближе к государыне и чуть по сторонам - окольничий князь Григорий Константинович Волконский и дьяк Иван Болотников, они «берегли пути, чтоб никто не переходил». Здесь же присутствовал благовещенской поп Иван Наседка, который кропил путь святой водой (протопоп Благовещенского собора Московского Кремля по обычаю был духовником русских царей и пользовался большим влиянием).

Евдокию Лукьяновну вели под руки свахи. Рядом шли «для бережения» с правой стороны жена Ивана Никитича Романова Ульяна Феодоровна, а с левой жена Андрея Даниловича Сицкого Федора Семеновна. За царевною шли боярыни. На золочёных блюдах несли кику, убрусцы (их надевали поверх кики) и ширинки.

Из глоссария:
Терлик - особый вид кафтана, имеющий отрезной лиф, широкие расклешённые полы, широкие рукава, сужающиеся к кисти. Спереди терлик имел особый нагрудник, застегивающийся на груди и плече.
Пенязь - название серебряной монеты.

22. 23.









В Грановитой палате «чертожное место» было окроплено святой водой. Сорок соболей с трона сняли и «дали держать дьяку Андрею Варееву». «Царевну посадили на ея место на зголовье», а на место, которое позже займёт Михаил Фёдорович, сел князь Яков Куденекович Черкасский. Свахи стояли «у государынина места у стола». Свечники «стали направе против Государева места у лавки, а с короваи и с фонари стали по левой стороне». За столом расположились боярыни, в том числе в «матернем месте» жена Ивана Никитича Романова Ульяна Феодоровна. По повелению государя «в отцово место» сел Иван Никитич Романов.

«А посидя не много» боярин Иван Никитич послал к государю боярина князя Данилу Ивановича Мезецкого с речью. Наступил один из самых торжественных моментов.

Часть 2.
Часть 3

Источники:
[Список]сайт http://iskusstvoed.ru
https://moscowsteps.com/opisanie-torzhestva-1
http://andcvet.narod.ru/BGK/brak1/sam.html
http://romanovy.rusarchives.ru/mihail-fedorovich/opisanie-v-licah-svadby-carya-mihaila-fedorovicha-s-evdokiey-lukyanovnoy
Российский общеобразовательный портал
Щербакова О. «История Казанского храма в Узком»
https://dlib.rsl.ru/viewer/01007496053?login=1#?page=31&view=page
Козляков В.Н. «Михаил Федорович»

Бекетов Платон Петрович, Свадебные обряды, Кулинарное, Иллюстрации книжные, .15 февраля, 1810-е, Интерьер дворцовый, Соболи, Михаил Фёдорович, Марфа (мать Михаила Фёдоровича), Жемчуг, livejournal and papermoon, История костюма/причёски, Патриарх Филарет, XVII век, Книги/журналы/газеты, Московский Кремль/Красная площадь, Архангел Михаил, Русское царство, Лошади, Картина с путеводителем, .28 сентября, Евдокия (жена Михаила Фёдоровича), Интерьер храмовый/монастырский

Previous post Next post
Up