Анжело Тозелли «Панорама Петербурга 1820 года». Вступительная статья М.Ф. Коршуновой (1982). Часть 2

Mar 10, 2018 13:57

Часть 1
Часть 3

► А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820 г. Лист 4. Исаакиевский наплавной мост, здание Сената и панорама Английской набережной.




На четвертом листе хорошо просматривается панорама юго-западной части столицы. Передний план его занимает Нева, устремляющаяся к Финскому заливу. По ней снуют лодки и словно застыли крупные мачтовые корабли. Тозелли очень увлекает повседневная жизнь города, поэтому в его изображении существенное место занимает Исаакиевский плашкоутный мост, предшественник понтонного. Связь между многочисленными островами, на которых раскинулся Петербург, с самого начала осуществлялась на различного вида суденышках. Только в 1727 году через Неву был наведен первый временный мост. Он соединил основные части столицы - Васильевский остров и Адмиралтейский. Затем его разобрали, но в 1732 году восстановили. Мост каждую ночь разводился для пропуска крупных судов. Весной и осенью во время ледохода и половодья его разводили на пять-семь дней. Первый постоянный мост на Неве был сооружён только в 1852 году. Мост назывался Благовещенским (ныне мост Лейтенанта Шмидта), а плашкоутный был переведён выше по течению реки, к Зимнему дворцу. Сейчас первоначальное местоположение наплавного моста можно определить по выступам на противолежащих набережных Невы. На мосту днём шла бурная жизнь, которую наблюдал сам художник. С проезжавших и проходивших взималась пошлина: за коляску - пять копеек, за одноколку - три копейки, за телегу - две копейки, с пеших - по одной копейке.

Весь движущийся через мост поток устремлялся с Васильевского острова на Сенатскую площадь и сразу же оказывался перед монументом Петра I работы французского скульптора Этьена Мориса Фальконе (1716-1791), создававшим его в течение 1768-1778 годов. Торжественное открытие памятника происходило 7 августа 1782 года. Прибегнув к лаконичному языку символики (скала, на которую взмыл конь, - эмблема трудностей, змея под ногами коня - преодоленные препятствия), скульптор создал выдающееся произведение - пластически выразительный и глубоко содержательный образ преобразователя России.

Однако в изображении Тозелли «Медный всадник» как бы растворяется на архитектурном фоне зданий, высящихся на площади и правее, вдоль Английской набережной. На углу расположено старое здание Сената, построенное в 1780-х годах в строгих формах классицизма на месте существовавшего здесь ранее барочного дома А.П. Бестужева-Рюмина.

Это здание Сената и монумент Петра I были немыми свидетелями важнейшего исторического события - восстания декабристов 14 декабря 1825 года, происходившего на Сенатской площади.

Участники восстания иногда собирались в доме графов Лавалей, расположенном первым по Английской набережной. Зять их С.П. Трубецкой был одним из руководителей Северного тайного общества. После разгрома восстания он был сослан на каторжные работы в Сибирь. За ним добровольно последовала его жена, позже воспетая Н.А. Некрасовым в поэме «Русские женщины».

Дом графини Лаваль замечателен и тем, что в нем происходили литературные вечера. Здесь 14 мая 1828 года А.С. Пушкин читал «Бориса Годунова» в присутствии А.С. Грибоедова и Адама Мицкевича. В этом литературном салоне бывали В.А. Жуковский, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов и другие…

Этот особняк хорошо сохранился до наших дней. Он был создан в начале 1800-х годов архитектором Тома де Томоном (1760-1813), перестроившим ранее существовавший здесь дом.

Далее по набережной, ставшей главным фасадом города, тянутся дворцы петербургской знати. В этом ряду домов, возникших в 1740-1750-х годах и позднее перестраивавшихся, привлекает внимание здание Коллегии иностранных дел, строгий фасад которого с ионическим портиком в центре был осуществлён по проекту Джакомо Кваренги в 1782-1783 годах. В этом учреждении, выполнявшем функции министерства иностранных дел, служили многие представители русской аристократии, отдававшей предпочтение дипломатической деятельности перед любой другой гражданской. Здесь в разное время служили также известные писатели и поэты Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, Д.В. Веневитинов. После окончания Царскосельского лицея сюда определился переводчиком А.С. Пушкин.

Фоном близлежащей картины служит район Коломны с куполами Никольского собора и Покровской церкви. Коломна была одной из беднейших частей города. Здесь селились ремесленники, чиновники, торговцы, мелкопоместные дворяне.

Горизонт замыкает цепь голубых холмов Ижорской возвышенности, из которых Дудергофская, или Воронья гора - самая высокая точка в окрестностях города, она поднялась над уровнем моря на 168 метров.

► А. Тозелли. Панорама Петербурга. Акварель. 1820 г. Листы 5-6. Здание Двенадцати Коллегий.






Далее взгляд художника перемещается на Васильевский остров. Главенствующее положение острова в планировке города в своё время оценил Петр I, предполагавший сделать его административным центром Петербурга. Именно здесь было заложено здание Двенадцати коллегий - основное государственное учреждение страны, созданное вместо ранее существовавших «приказов». Изображение его объединяет два следующих листа панорамы.

Строительство здания началось в 1724 году по проекту Доменико Трезини и затянулось на много лет. Чёткий рисунок позволяет уточнить, как выглядело здание по прошествии почти ста лет его существования. Хорошо видна, в частности, ещё не заложенная галерея нижнего этажа восточного фасада и сложный силуэт фронтонов. В 1830-е годы здание перейдёт в ведение университета, основанного в 1819 году.

На дальнем плане пятого листа, слева за Исаакиевским мостом, видны многопушечные военные корабли, правее - Академия художеств, выдающееся произведение раннего русского классицизма, созданное в 1764-1788 годах архитекторами Александром Филипповичем Кокориновым (1726-1772) и Валлен-Деламотом. В этом здании разместилась основанная в 1757 году санкт-петербургская Академия художеств, из которой вышли многие замечательные русские живописцы, скульпторы, архитекторы и гравёры.

В глубину перспективы уходит цепочка типовых домов, построенных в первые годы существования города по проекту Доменико Трезини. Панорама набережной Васильевского острова завершается лёгким силуэтом Горного института, построенного Андреем Никифоровичем Воронихиным (1759-1814) в 1806-1808 годах. Нева свободно уносит свои воды в залив. Замыкает горизонт голубоватая полоса слева - южного, а справа - северного берегов Финского залива.

Ориентирами на Васильевском острове могут служить купола Андреевского собора, возведенного по проекту Александра Францевича Виста (1722-1780) в 1760-1780-е годы, Благовещенской церкви середины XVIII века, а справа - купол строящейся Екатерининской церкви, которая была воздвигнута в течение 1811-1823 годов по проекту архитектора Андрея Алексеевича Михайлова (1773-1849).

На первый план этих акварелей попало здание Академии наук, построенное в 1783-1789 годах Джакомо Кваренги, создавшего замечательный памятник зрелого классицизма - очень строгий и выразительный, который служит и в наше время украшением набережной Васильевского острова. Однако с точки зрения, взятой Тозелли, это сооружение открылось со двора, лишённого всякой парадности, где расположены постройки служебного назначения, а дальше примкнули огороды, существовавшие тогда повсюду в городе, и деловой двор с деревянными срубами. Слева, там, где теперь находится Менделеевская линия, открывается большое пространство, превращённое в пастбище для коров, которое пересекают всадники, кареты и коляски, тянется вереница гружёных товарами телег. Художник скрупулезно прорисовывает фигурки людей, воссоздавая жанровые сценки.

Медный всадник (СПб), Суда и корабли, Российская империя, Трезини Доменико, Исаакиевский мост (СПб), Петербург/Петроград/Ленинград, Европейская часть России, Декабристы, Мосты, Восточная Европа, Пётр I Алексеевич, Архитектура, XIX век, Кваренги Джакомо, Санкт-Петербургская губерния, Воронихин Андрей Никифорович, Пейзаж, Тозелли Анжело, 1820-е

Previous post Next post
Up