Мерные иконы царевичей, царевен и великих князей

Oct 18, 2019 01:01




Точное время зарождения на Руси традиции написания мерных («родимых») икон неизвестно. Однако сохранившиеся памятники свидетельствуют, что до петровских времён она была распространена в княжеских и царских родах.

До нашего времени в музеях сохранилось не более 20-25 подобных дореволюционных икон. Большая их часть находится в музеях Московского Кремля, эти иконы происходят из мужской усыпальницы - Архангельского собора, где они помещались над надгробиями; некоторые мерные иконы происходят из женской кремлёвской усыпальницы - Вознесенского монастыря, а также из Новодевичьего монастыря, служившего жилищем и усыпальницей для царевен. «Но где они должны были находиться изначально - неизвестно. Предназначались ли они для келейного, домашнего обихода или были написаны для "детской" Сретенской церкви? Загадочным для нас остаются и обстоятельства их появления в Архангельском соборе» [1].

Икону заказывали родные или друзья семьи специально к таинству Крещения новорожденного. Икона была узкой по ширине, а по высоте соответствовала росту («мере») ребёнка и изображала тезоименного ему святого. Ещё одна особенность мерной иконы заключалась в том, что святой покровитель изображался в полный рост, а над ним чаще всего помещали изображение Святой Троицы.

Искусствоведы не уверены относительно значения мерных икон в царской семье. Можно предположить, что им отводилась определённая роль в церемонии погребения владельца, после чего иконы оставались в храме-усыпальнице, но какова именно была их роль и какое именно место им отводили при гробах последних Рюриковичей, пока остаётся невыясненным [1].

Исследователю мерных икон из музеев Кремля Т.Е. Самойловой не удалось обнаружить «какой-либо достоверной информации о причинах и обстоятельствах, послуживших возникновению данной традиции». Поэтому она выдвинула предположение о том, что введение традиции мерных икон входит в концепцию сакрализации царской власти, проводимой Иваном Грозным. «Такая икона была призвана сопровождать по жизни своего владельца, оберегая его от возможных несчастий. Этот обычай также теснейшим образом связан с общим процессом сакрализации царской власти. Родимые иконы фиксировали рост младенца, царского наследника, приносимого в обряде крещения Богу "яко некое священное приношение" от царской династии. Сама же идея мерной иконы имела хорошо прочитывавшуюся современниками символическую связь с "мерами" Гроба Господня, а подобные ассоциативные связи способствовали закреплению за ней значения реликвии царского рода» [2].

«Неизвестно, когда именно мерные иконы, составлявшие «личную святость» умершего, попадали в надгробный иконостас. Однако саму идею их присутствия в надгробных иконостасах помогают понять миниатюры иллюстрированных Синодиков, которые в русской традиции являются аналогом западноевропейской книге Ars Moriendi. На одной из миниатюр Синодика XVII в. изображено, как мамка качает в люльке спеленутого младенца. В нижней части той же миниатюры - гроб, в котором в погребальных пеленах лежит умерший. Миниатюра снабжена следующей подписью: "Приидите, последнее целование дадим брату умершему, Бога похваляюще, се бо отшел… от рождения своего… от суеты страстныя плоти во гроб идет" (Мин. 13). Текст и изображение раскрывают идею пространства жизненного пути, заключённого между иконой в меру роста новорождённого и его гробницей, между его отправной и конечной вехой: при рождении измеряли пришедшего в мир человека, чтобы в меру роста написать икону его святого покровителя, по смерти с него снимали мерку для изготовления гроба». [1]

Древнейшие иконы сделаны к крещению трёх сыновей Ивана Грозного. Поскольку иконы его первенца Дмитрия (1552-1553) нет, то учёные предполагают, что традиция написания родимых икон берет своё начало именно с момента рождения второго сына царя - Ивана Ивановича (1554).

Из русских царевичей XVI столетия только Ивана Ивановича назвали в честь святого Иоанна Лествичника. Поэтому, хотя ни на иконе, ни на окладе нет надписей, не вызывает со мнений - мерная икона была написана и украшена драгоценным окладом в 1554 году, в год рождения царевича. Оклад иконы «Иоанн Лествичник» происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Его украшает сканый орнамент из вьющихся стеблей с мелкими узорчатыми трилистниками и цветами, заполненными нежнейшей по колориту эмалью. Введённые в изысканную гамму сине-голубых, белых и зелёных тонов тёмные пятна густо-красной эмали подчёркивают нарядность убранства, усиленную мельчайшими капельками золотой зерни, вкраплёнными в эмаль. Среди сканого узора помещены вторящие цветам эмали жемчуг и драгоценные камни - синие сапфиры, зелёные изумруды, красные рубины и альмандины, округлые, негранёные, сохранившие очарование природной формы.

Мерная икона младшего сына Ивана Грозного, царевича Димитрия Угличского, выполнена в 1582 году. Святой Димитрий-воин представлен фронтально в рост. В правой руке он держит крест, а в левой опирается на изящный меч в ножнах. Димитрий облачён в короткую красную тунику и пластинчатый доспех, поверх которого надета короткая золотистая туника. Складки туники и пластины доспеха моделированы при помощи ассиста. Тёмный сине-зелёный плащ с редко расположенным золотым орнаментом завязан на левом плече узлом.



► «Святой Иоанн Лествичник» (1554 г., 46 х 17,2 см, Музеи Московского Кремля) - царевич Иван Иванович (1554-1582).
► «Святой Феодор Стратилат» (1557 г., Музеи Московского Кремля) - царь Фёдор Иоаннович (1557-1598).
► «Святой Димитрий Солунский» (1582 г., 48 х 16,5 см, Музеи Московского Кремля) - царевич Дмитрий Углицкий (1582-1591).

Во времена Смутного времени традиция создания мерных икон была позабыта. Она возродилась с рождением наследника в семье царя Михаила Фёдоровича. Это подчёркивало преемственность власти Романовых. Сохранились мерные иконы всех трёх сыновей царя.



► «Святой Алексий - Человек Божий» (1629 г., 48,3 х 14,5 см, Музеи Московского Кремля) - царь Алексей Михайлович (1629-1676).
► «Святой Иоанн Белоградский» (1633 г., 49,2 х 19,2 см, Музеи Московского Кремля) - царевич Иоанн Михайлович (1633-1639).
► «Святой Василий Анкирский» (1639 г., 46,5 х 16,5 см, Музеи Московского Кремля) - царевич Василий Михайлович (1639-1639).

В семье царя Алексея Михайловича традиция была продолжена. Сохранились шесть родимых икон его сыновей и дочерей.



► «Святой Димитрий Солунский» (1648 г., 46 х 17 см, Музеи Московского Кремля) - царевич Дмитрий Алексеевич (1648-1649).
► «Святой Феодор Стратилат» (1661 г., Музеи Московского Кремля), художник Симон Ушаков - царь Федор III Алексеевич (1661-1682).
► «Святой Симеон Персидский» (1665 г., 51 х 16 см, Музеи Московского Кремля), художник Фёдор Зубов - царевич Симеон Алексеевич (1665-1669).



► «Святой Иоанн Креститель» (1666 г.), художник Степан Резанец - царь Иван V Алексеевич (1666-1696).
► «Святая Евдокия» (1650 г., Государственный исторический музей) - царевна Евдокия Алексеевна (1650-1712).
► «Святая София» (1657 г., 46 х 15,2 см, Музеи Московского Кремля) - царевна Софья Алексеевна (1657-1704).





Мерные иконы детей Ивана V и Петра I:
► «Святая Феодосия» (1690 г., 52 х 16 см, Государственная Третьяковская галерея), художник Кирилл Уланов - царевна Феодосия Иоанновна (1690-1691).
► «Святой Александр Невский» (1691 г., Музеи Московского Кремля) - царевич Александр Петрович (1691-1692).
► «Святая Параскева» (1694 г., 44 х 15 см, Государственная Третьяковская галерея), художник Василий Уланов - царевна Прасковья Иоанновна (1694-1731).

К сожалению, достоверной информации о причинах угасания данной традиции нет. Ясно лишь то, что она была неотъемлемой частью придворной культуры допетровской Руси. Вероятно, изменение ритуала погребения государя при Петре I, ориентировавшемся на западные образы, обусловили угасание жизни традиции.



Надгробный царский иконостас в Архангельском соборе (ныне разобран). Мерные иконы установлены во втором ряду, над большими патрональными иконами.

В императорской России этот обычай в некоторой степени также блюли. Например, в 1827 году на могилу Петра I в Петропавловском соборе его потомком Николаем I была возложена мерная икона. Образ апостола Петра был написан С. Ушаковым и Ф. Козловым; икона была в меру роста царевича при рождении - 11 вершков (49 см) в длину, 3 вершка (13,3 см) в ширину.



Надгробие Петра I, фотография начала XX века. Справа на стене в скромной рамке мерная икона императора.

Могилу императора Павла I украшала икона апостола Павла длиной 11,5 вершков (52 см), она упоминается в дореволюционных описаниях Петропавловского собора (не сохранилась).

Родимая икона Александра II хранится в собрании ГМЗ «Петергоф», выставлена в постоянной экспозиции Петропавловской церкви Большого Петергофского дворца.




После петровских реформ в других сословиях встречались единичные случаи мерных икон как подражание древнерусскому царскому обычаю. Второй всплеск интереса к мерным иконам наблюдался в конце XIX - начале XX века, но был прерван революцией.

Примечания:
1. Самойлова Т.Е. Священное пространство княжеского гроба // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. - М., 2006. (pdf)
2. Самойлова Т.Е. Иконы и Власть. Выставка-реконструкция догмата богоизбранности московского государя. (Выставка «Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного» в Одностолпной палате Патриаршего дворца в конце 2007 - начале 2008 г.) // «Наше Наследие» № 87 2008.

Александр Ярославич Невский, Иконы святых, Софья Алексеевна, Михаил Фёдорович, Святая Троица, Павел I Петрович, Изумруд, Св. Иоанн Креститель, Жемчуг, Сапфир, Дмитрий Угличский (сын Ивана IV), Пётр I Алексеевич, Иван V Алексеевич, Алексей Михайлович, Прасковья (дочь Ивана V), Архангельский собор (Московский Кремль), Фёдор I Иоаннович, Иван IV Васильевич Грозный, Московский Кремль/Красная площадь, Св. ап. Павел, Русское царство, Петропавловская крепость (СПб), Кладбища/похоронные традиции, Эмаль, Александр II Николаевич, Иконопись, Фёдор III Алексеевич, Св. ап. Пётр

Previous post Next post
Up