10 заблуждений про Наземку и их разоблачение

Mar 15, 2017 20:58

Оригинал взят у dr_corner в 10 заблуждений про Наземку и их разоблачение
Как вы знаете (все уши уже прожужжжжали!), Городские Решения много работают по проекту НАЗЕМКА. С идеей этого проекта мы носились много лет, а тут сошлись звезды и встретились люди, разделяющие наше видение и идеи. Уж сколько всего мы слышали о том, почему этот проект невозможен от слова "совсем"... Иногда нам казалось, что критики считают даже мысли о подобном проекте - преступлением :)
Наблюдая как по мере нашей работы над проектом меняется тон и акценты критики, приятно сознавать, что город и край движется семимильными шагами и в правильном направлении. Отрадно, знаете ли!
Статья в «Деловой газете. Юг» удачно собрала в кучу массу заблуждений и мифов, живущих вокруг проекта. А Дима voronov4000 в посте " 10 заблуждений про Наземку и их разоблачение" не менее удачно эти мифы обобщил и прокомментировал.
Приятного чтения! =)

Честно говоря, поначалу нас немного огорчила эта статья (имея в виду, конечно же, комментарии так называемых «экспертов»; к самой «Деловой газете. Юг» вообще никаких претензий - только «спасибо» за освещение проекта). Однако чуть позже мы поняли, что это даже к лучшему - подвернулся хороший шанс оптом развенчать некоторые устойчивые мифы о Наземке:

1. «Прежде всего, это нельзя называть метро, просто регулярные городские электрички».

Спорить о названии транспортной системы - последнее дело :) Но если хотите, вот цитата из Википедии:

«В общем случае метрополитен - любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами. Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения с заданными интервалами. Линии могут прокладываться под землёй, по поверхности и на эстакадах».

Как видите, Наземка вполне отвечает этим характеристикам. Ключевое отличие от обычных электричек - чёткий интервал: у электричек его нет, рейсы хаотично разбросаны по всему дню и назначаются, как правило, в окна, свободные от грузовых и пассажирских поездов.

2. «Построить станции недолго, но вот согласовать с РЖД все вопросы займет, на мой взгляд, не менее 3 лет, по опыту аналогичного проекта в Москве».

Ещё недавно многие критики утверждали, что РЖД вообще никогда не даст зелёный свет Наземке. Теперь, когда госмонополия подключилась к проекту, скепсис трансформировался в «согласование займёт много времени». Уже прогресс! Но сравнивать Наземку с МЦК, мягко говоря, некорректно. МЦК было построено почти с нуля - заново прокладывали пути, полностью электрифицировали кольцо, сносили старые путепроводы и возводили новые, строили туннели, да и станции в Москве гораздо масштабнее. А также подвижной состав из «Ласточек», его обслуживание, новая система диспетчеризации под интервалы 4-6 минут, интеграция с метрополитеном и много чего ещё. В итоге стоимость проекта достигла астрономической даже для столицы суммы в 250 млрд. рублей. Согласовать такое за 3 года (и построить ещё за столько же) - это невероятно быстро :) По сравнению с этим космическим проектом краснодарские 14 платформ за 100 (пусть даже за 200) млн. рублей плюс оптимизация расписания - это просто семечки. А пользы будет больше, чем столице от МЦК.

3. «Наземка» - это мечта, красиво оформленная, но плохо продуманная и нереализуемая. Откуда взялись все цифры? Почему они настолько приблизительные? Кто все это просчитал?»

Господа, поймите, что разработчики проекта («Городские решения» и Евгений Змиев) - это не контора со штатом в несколько десятков сотрудников, а дюжина общественников-энтузиастов. На этапе разработки проекта РЖД, город и край ни за что не предоставили бы нам данные для написания полноценного технико-экономического обоснования. Нашей задачей было организовать эти субъекты в рабочую группу и донести до них (и общества) саму концепцию Наземки. ТЭО будут писать специалисты-транспортники. Несколько месяцев, в офисе и за зарплату :) В своих расчётах мы оперировали информацией из открытых источников, достаточной для обоснования самой концепции.

4. «На каких социологических исследованиях основаны данные, что водители сменят автомобили на общественный транспорт?»

Здравый смысл, мировой транспортный опыт, а также наполненность существующих электричек в пределах Краснодара (предлагаем уважаемым экспертам прокатиться на них в час «пик») подсказывает, что значительная часть автомобилистов (особенно из пригорода) пересядет на электропоезда, потому что такой способ передвижения в несколько раз быстрее и к тому же дешевле. Время - деньги. Если, конечно, будет выполнен ряд инфраструктурных условий (комфортные пешеходные подходы, пересадочные узлы, маршруты подвозящего ОТ, удобное расписание). Проведение подробного социологического исследования для уточнения прогнозного пассажиропотока - это, опять же, задача специалистов, которые будут составлять ТЭО.

5. «С учетом всех существующих проблем, проект возможно реализовать в перспективе 10-15 лет - ведь необходимы проектные работы, строительство парковок, переоборудование ж/д переездов и многое другое».

Построить 14 платформ и несколько перехватывающих парковок за 15 лет? Вы это серьёзно?

6. «В бюджете Краснодарского края на 2017 г. не заложено ни копейки на реализацию «Наземки».

Да и не нужно. Строительство станций может быть интересно близлежащим торговым центрам, стадионам, предприятиям и другому бизнесу. Да, с ними ещё не связывались. Но ни один инвестор не пойдёт в проект, когда неизвестна сметная стоимость строительства платформ. Эти работы как раз сегодня стартовали силами РЖД. По их результатам будут формироваться конкретные предложения для инвесторов.

7. «Сам по себе проект никак не решит проблему пробок. Планируемое (и ничем не подкрепленное) количество машин, на которые снизится транспортный поток, - 20-30 тысяч. На сегодня это лишь 5% от общего числа транспорта, передвигающегося по улицам города».

«Решить проблему пробок» - это изначально неверная постановка вопроса. Да, Наземка уменьшит число машин на дорогах города, и не на 20-30 тысяч (это только автомобили жителей пригорода, на которых они ездят на работу, без учёта автомобилей горожан и нетрудовой миграции), а гораздо больше. (Данные, кстати, взяты вовсе не с потолка.) Даже 20-30 тысяч - это куда больше 5% от числа автомобилей, одновременно находящихся на дорогах города в час «пик». (Надеемся, никто не считает, что в 8-9 утра на дороги города разом вываливают все 500 тыс. зарегистрированных машин?) Но важно здесь даже не это: Наземка позволит объезжать пробки и никак от них не зависеть.

8. «Для СКЖД федералами поставлена задача в 3 раза увеличить грузопоток и пассажиропоток через Краснодар, они сейчас с трудом осуществляют диспетчирование, что говорить о дополнительном трафике городских электричек».

Бывший главный архитектор Краснодара, увы, не понимает, о чём говорит. РЖД поставлена задача увеличить грузопоток не через Краснодар, а к черноморским и крымским портам, для чего уже несколько лет строится объезд Краснодарского жд-узла, который завершится постройкой ветки Кореновск - Тимашёвск в 2019 году. После этого транзитные грузовые поезда будут следовать в обход города, и грузовой трафик упадёт в несколько раз. Что касается пассажирских поездов, то они не настолько существенно занимают пути, и половина их проходит через город ночью, когда Наземка не будет работать.

Кстати, в советское время по тем же рельсам через Краснодар ходило куда больше грузовых, пассажирских и электропоездов, а с диспетчеризацией как-то справлялись, и расписание не было проблемой.

9. «Один из авторов «Наземки», единоросс Евгений Змиев, заявил о своем намерении участвовать в предстоящих выборах в ЗСК, поэтому проект можно назвать популистским».

Этот пункт мы оставили на десерт. Товарищи! Свершилась настоящая революция в урбанистике! Изобретён высокоточный способ экспертной оценки транспортных проектов: если кто-то из разработчиков собирается участвовать в выборах - значит, проект плохой, популистский, если не собирается - значит, наверное, хороший :) Переходить на личности - легко и приятно, анализировать суть проекта - трудно и утомительно...

10. (Бонус - наше любимое) «Электрички убыточны, требуют больших субсидий и по России их везде отменяют».

Друзья :) Электрички убыточны «в среднем по больнице», потому что на рейсах в глубинке они везут трёх дачников в вагоне. Средняя наполняемость вагона электричек «Кубань Экспресс-Пригород» по всему краю сейчас составляет лишь 18 человек (а всего в вагоне только сидячих мест более 100). Но те немногие утренние и вечерние электрички, проходящие через Краснодар, даже несмотря на неудобное расписание и почти полное отсутствие пассажирской инфраструктуры вокруг платформ, заполняются очень хорошо - люди едут стоя. Просто прокатитесь в час «пик», убедитесь сами. Наполняемость составов Наземки будет в несколько раз выше, и доходы перевозчика, как следствие, тоже.

интернеты, город

Previous post Next post
Up