Стена Константинополя .

Aug 06, 2020 14:30


Стена  Константинополя - это самая крупная средневековая крепость, которая  сохранилась до наших дней. Огромный двадцатикилометровый периметр  включает более 300 башен и двенадцать километров стен. «А число башен в  ней по числу дней в году, а число ворот - по числу месяцев»,- писал в  конце XV века в своем описании Константинополя русский дипломат Мисюрь  Мунехин. Несмотря на почтенный возраст (стене более 1500 лет), она  неплохо сохранилась и до сих пор составляет важную часть любого вида  Стамбула или Константинополя. Со стеной в той или иной форме  сталкивается любой, кто попадает в историческую часть города. Подходите  ли вы к Стамбулу на пароходе, выезжаете на машине или заходите пешком -  вам не миновать стены.





Первую стену в этом  городе построили жители древнего Византия, маленького города, который  располагался на месте современного дворца Топкапы. От этого города  сейчас осталась одна колонна, которую жители Византия поставили в  благодарность императору Клавдию за спасение от готов, которые угрожали  им набегом. Как и многие другие памятники, колонну лучше всего видно с  моря. После императора Клавдия город сначала снес, а затем построил  император Септимий Север. Он окружил его стенами, которые проходили в  районе стен современного дворца Топкапы и включали в себя Ипподром.  Однако первые большие стены построил основатель Константинополя  император Константин Великий. В 330 году он перенес в маленький Византий  столицу Римской империи, переименовал город в Константинополь, построил  в нем дворец, ипподром, христианскую церковь (который за отсутствием  других храмов называли η εκκλεαια, the церковь), форумы, центральную  улицу и стены. Стены проходили посередине дворцового мыса, в районе  современного бульвара Ататюрка, которые по аналогии с Москвой можно  назвать Бульварным кольцом.



Однако этих стен оказалось мало. Через сто  лет после смерти Константина Западная часть его империи пала, а  Константинополю стали угрожать мигранты с севера - готы и гунны. Чтобы  защитить город от мигрантов потомки Константина - Аркадий и Феодосий -  распорядились построить новые стены. Они должны были протянуться от моря  до моря, от впадины Мраморного моря до холма над заливом Золотой Рог.  На самом холме стены строить не стали: считалось, что кочевники не  смогут преодолеть крутой холм. Эти стены, построенные, по легенде, за  пять лет, а на самом деле - за 15, если не за 20 лет, мы и называем  главными стенами Константинополя - стенами Феодосия. Более 90 башен и  пролетов основной стены и 7 только сохранившихся ворот - таков масштаб  работ смогли освоить мастера поздней античности в период с 405-го по 413  год. В течение нескольких лет к ним добавились внешние стены и башни,  создавшие комплекс укреплений, равных которым не было в Средневековье.



Высота главной стены составляет около 12 м,  толщина - 5 м. Основу стен Феодосия составляют камни, связанные воедино  строительным раствором. С внешней и внутренней стороны стены облицованы  тесаным белым известняком. Воедино внешнюю и внутреннюю стороны  связывают «пояса» по пять кирпичей, которые проходят всю стену насквозь.  «Cлоеный» характер и солидная масса обеспечивают стенам устойчивость во  время частых землетрясений. Одно из них, в 447 году, разрушило половину  укреплений, и башни и пролеты пришлось срочно выкладывать заново.  Несмотря на это, принцип строительства остался прежним. Ведь стена была  не только защитой города, но и мощным психологическим оружием, которое  было призвано убедить противника в величии империи. Тесаный известняк  хорошо отражает солнечные лучи, красные слои кирпича видны за 10 км - и  можно себе представить сначала ужас, а потом благоговейное удивление  варвара, который приближался к Константинополю с Запада и, подъехав на  расстояние 15 км, вдруг видел посреди зеленых садов и невысоких построек  стену, которая протянулась от Мраморного моря до холма Адрианапольских  ворот над Золотым Рогом!



Подъехав к стене поближе, варвар замечал, что  имеет дело не с одной огромной стеной, а с целой цепью оборонительных  сооружений. На расстоянии около 100 м от главной стены у Золотых ворот  располагался ров. Сразу  за рвом стояла маленькая стенка, а за ней, на возвышении, стояла внешняя  стена, невысокое сооружение из кирпича и камня высотой 2-2,5 м от  уровня дневной поверхности. Из внешней стены торчали небольшие  квадратные башни с бойницами. По верху этой маленькой стены шел парапет,  на котором под арками из кирпича прогуливались часовые. Во время  обороны города именно здесь располагались основные силы защитников  крепости, которые атаковали врага оружием ближнего боя, кидали в него  дротики и камни.



Сверху сражающихся в пространстве между стен  прикрывали башни основной стены - огромные квадратные сооружения, по  12 м в высоту. На верхнем этаже каждой башни сидели лучники, которые  могли расстреливать врага на подходе к стенам. Позже, в  средневизантийский период, на вершинах башен появились дополнительные  платформы для камнеметов, которые прикрывали дальние подступы к городу.  На внешней стороне башен располагались надписи, которые сообщали каждому  грамотному путешественнику о том, стараниями какого императора была  построена (или восстановлена) эта башня. Но главным чудом стены были  ворота, через которые путешественники попадали в город. Это были  огромные сооружения, до 20 м в высоту, украшенные статуями и резными  рельефами, с мостами, караулами, проездом для телег и животных и с  табличками, которые вновь и вновь сообщали путникам о деяниях  императоров. Главными воротами стены были Золотые - в них с победой  входили в город и потомки Константина, и основатель поздней Византии  император Михаил VIII Палеолог. С башен ворот открывался прекрасный вид  на город и его округу - от моря и до моря, от Святой Софии и до островов  Мраморного моря.



В османское время стены Константинополя  оставались приютом для людей, которым не было места в центре города.  Здесь жили мигранты, опальные янычары, цыгане, христиане, армяне и  евреи. В воротах размещались лавки с сомнительными товарами, некоторые  башни использовались под трактиры, а входящий в состав стены Дворец  Порфирородного был одно время трактиром, потом - зоопарком, а затем  вообще публичным домом.

Ситуация изменилась только в ХХ веке, когда  Стамбул потерял столичный статус, но зато резко вырос в размерах. После  Второй мировой войны стремительная урбанизация положила конец  размеренной жизни Старого города. Приезжающие на фабрики рабочие искали  дешевого крова над головой - и в ответ на их запрос вдоль стены возникли  кварталы фавел, геджеконду, в которых селились самые бедные и  бесшабашные жители Нового города. При этом место вдоль стены считалось  не очень благополучным и хорошим. С внешней стороны стены дела обстояли  лучше: в южной части там тянулись огороды, которые с давних времен  возделывали уроженцы провинции Кастамону. В северной части вдоль стены  проложили магистраль с фонарями, которая резко увеличила безопасность  туристов.



Стамбул изменился и стал гораздо более современным. Кварталы вдоль стены  постепенно похорошели, вытянулись в высоту и обзавелись собственными  парками. Однако маргинальный характер у памятника остался - и стена до  сих пор остается приютом для людей, которым нет места в центре города. В  домах вдоль стены живут мигранты из стран Ближнего Востока, в одной из  башен комниновского времени держат бойцовых собак, в некоторых башнях  живут бомжи, а в район между главной и внешней стеной у ворот Святого  Романа лучше не заходить ни днем ни ночью. Прямой агрессии там опасаться  не стоит, однако попасть в неприятную ситуацию можно. Это касается и  исследователей, которые год за годом изучают памятник.

Текст Роман Шляхтин, PhD, научный сотрудник Университета Майнца. Журнал "Коммерсантъ Наука" №55 от 28.11.2019

https://www.kommersant.ru/doc/4165724

фортификация, Византия, история, Византийская империя, Константинополь

Previous post Next post
Up