Стратегии концептуализации и онтологический статус (образы - концепты - рефлексия)
Глава 4. Глава 4. Проблема онтологического статуса памяти в неклассической философии: от онто-логии времени к онто-логии места
4.1. Редукционистская трактовка природы надындивидуальной памяти
...Основной тезис постмодернистской философии памяти - надындивидуальное измерение памяти структурируется посредством языка в процессе концептуализации реальности. Культура представляется как гипертекст, как большой идеологический нарратив, сознательно или бессознательно конструируемый в речевых практиках.
Эти идеи получили свое развитие в теории социального и радикального конструктивизма. Конструктивисты рассматривают феномен надындивидуальной памяти в свете проблемы управления сознанием людей и удержания власти культурными и социальными институциями, политическими и интеллектуальными элитами.
Память - инструмент власти, осуществляемой с помощью удержания тех или иных традиций («политика памяти»). В кратологическом контексте ими трактуется и тема формализмов мышления, поднятая еще И. Кантом. Основной функцией формализмов мышления, согласно этому подходу, является культурная инерция: обусловленные механизмами культуры, паттерны сознания обеспечивают сохранение власти прошлого (и властных элит) над сознанием людей.
Сегодня мы наблюдаем, как сила влияния этих теорий резко снизилась. Причиной этого стали новые культурные, политические и экологические реалии, проявившие несостоятельность авангардистских теорий реальности. Выявилась неспособность этих магистральных течений западноевропейской мысли решить проблемы, порожденные процессом глобализации политики, экономики и культуры. В этой связи актуализировались антимодернистские и антиавангардистские философские концепции истории и культуры. Освобождение от диктата памяти о прошлом столкнулось с диктатурой будущего. Утопические проекты ХХ века во многом базировались на футурологическом пафосе. Их историческое фиаско привело к усилению конфликта между основными интерпретациями феномена надындивидуальной памяти: 1) как пространства общего социального опыта (пространства локализации архетипических образов культуры), имеющего имманентно-трансцендентную природу; 2) как конструкта индивидуального сознания, порождаемого прагматическими потребностями той референтной группы, к которой принадлежит индивид.