Социология религии в Соединённых Штатах Америки - (Дерек Девис (Derek H. Davis), пер. с англ. Р. О. Сафронова) ... Социолог Роберт Белла (Civil Religion in America, 1967) стал главным теоретиком гражданской религии в американском контексте. Концепция гражданской религии описывает скорее политическое измерение религии, нежели личностное. Заимствуя обобщенные (generic), но явно религиозные символы, она рождает социальные связи, является своего рода клеем, который, возможно, соединяет американское общество под (пользуясь термином Питера Бергера) «священной завесой». Наиболее распространенные символы американской гражданской религии - национальный девиз (In God We Trust), появляющийся на американских монетах и банкнотах; упоминания Бога в клятве верности флагу (Pledge of Allegiance), ежедневно произносимой вслух учениками многих государственных школ; соблюдение национального дня молитвы (National Day of Prayer); учреждение института оплачиваемых бюджетом страны капелланов в вооруженных силах, конгрессе и законодательных органах штатов США.
Р. Белла убедительно продемонстрировал, что гражданская религия сосуществует с традиционной, но имеет собственные священные тексты (Конституция, Билль о правах, Декларация независимости, Геттисбергская речь), собственные гимны («Боевой гимн Республики» и «Америка прекрасная»), собственное святилище (например, Национальный собор в Вашингтоне), собственного пастора (президент США). Ее «догматика» выражена в тезисах: «Америка - сегодня это страна, избранная Богом», «Власть президента - от Бога», «Социальная справедливость не может основываться лишь на законах, она должна также происходить из религии», «Бога можно познать через опыт американского народа», «Праздники, например четвертое июля, являются как религиозными, так и патриотическими», «Боже, благослови Америку (God Bless America)». Важной чертой гражданской религии оказывается то, что ее язык и убеждения достаточно общие, и поэтому практически любой религиозный человек будет готов подписаться под ними. Многие американцы не в курсе феномена гражданской религии, но неосознанно адаптируют ее установки к своей религии. Тем не менее определенные аспекты гражданской религии могут восприниматься как «поклонение нации» и потому - как форма ереси или богохульства. Свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня, к примеру, отказываются отдавать честь (salute the flag) или произносить клятву верности флагу.