Вопросы философии и психологии. Год XIV. Книга V (65). Ноябрь-декабрь 1902 г.

Dec 19, 2024 16:42

Культурно-этические идеалы Гюйо и Ницше. - Шварц Михаил Наумович (1873-1946)
...Оценка же нашей современной морали, как «морали нисходящей жизни», как, своего рода, «морали упадка» (Niedergangs-Moral), объясняется по Ницше тем соображением, что по самому своему смыслу и содержанию основные заповеди и веления нашей морали имеют своей целью не повышение типа человеческой жизни, не ее полноту, красоту и своеобразие, а, наоборот, они именно настойчиво и повелительно диктуют индивидуальной воле отречение от высших интересов своей жизни в пользу немощных телом и духом, они предписывают принесение в жертву низшему всего стоящего выше по своей организации, считая это даже венцом добродетели. И по мере того, как такие нравственные идеалы проводятся в жизнь, совершается постепенное понижение, измельчание человеческого типа *, и сами духовные вожди человечества, невольно поддаваясь этой проповеди жалости и сострадания к тому, что силою вещей как бы заранее осуждено на вымирание, - растрачивают по мелочам свои недюжинные силы, опускаясь при этом до уровня массы, и жертвуют непреходящими ценностями, жертвуют «любовью к делу и идеалу, любовью к дальнему и грядущему ради любви к ближнему», а все это в конечном результате ведет к «среде с пониженной жизнеспособностью», к измельчанию и уравнению человеческого типа, или, выражаясь языком Ницше, к«племени карликов с одинаковыми правами и требованиям»; «нормальным типом лучших экземпляров» такой среды будут уже считаться «неизлечимо-посредственные», именно они будут иметь «наибольшие шансы для размножения», они явятся «людьми будущего». Наша современная мораль, устанавливая свои «враждебные жизни», аскетические идеалы, совершенно просматривает, по мнению Ницше, тот кардинальный факт, что здоровый жизненный инстинкт всегда направлен на рост и накопление сил, на увеличение воли к мощи (Antichrist), и что предоставление ему полного простора для своего проявления и служит залогом восходящего формирования человеческого типа. Упуская все это из виду и стремясь провести в жизнь свои аскетические «негативные» идеалы, современная мораль идет, таким образом, в разрез с основными и прогрессивными тенденциями человеческой природы. И самая реализация ее велений должна, по убеждению Ницше, неизбежно вести и ведет на самом деле к измельчанию человеческого типа. Повсеместным торжеством аскетических принципов современной морали и объясняется, согласно Ницше, измельчание, вырождение современного европейского человека. В этом печальном факте «кроется величайшая опасность для всей европейской культуры». Короче говоря, «нисходящим обращением своих идеалов» и радикальным изменением самого смысла нравственного достоинства наша современная мораль приводит в конечном счете к полному извращению природных инстинктов и сил, заложенных в человеке, и этим самым вызывает упадок жизнеспособности той среды, где она всецело господствует.
* Ибо самая реализация этих идеалов ведь и означает не что иное как расточительную растрату позитивных здоровых сил на поддержку всего физиологически малоценного, вырождающегося, с одной стороны и искусственное сохранение этих малоценных по своей организации элементов (благодаря поддержке „сильных“) - с другой. Таким образом принцип сострадания, лежащий в основе этих нравственных идеалов, проведенный в жизнь, причиняет человечеству двойной ущерб.

Причины, Вопросы философии и психологии, Шварц, Антропология, Тезис, Ошибка, Этика, Мораль, Ницше

Previous post Next post
Up