Стратегии концептуализации и онтологический статус (образы - концепты - рефлексия)
Глава 2. Концептуализация надындивидуальной памяти: от мифологической образности к индивидуации существования
2.5. Вечная память и индивидуальная душа: парадоксальный опыт Бл. Августина
...Учение о свободе воли человека, соединившись с акосмизмом августиновской мысли, со временем станет питательной почвой для рождения новоевропейского субъективизма и индивидуализма. Однако было бы исторически некорректно предположить, что Бл. Августин является предтечей концепции субъективизма и индивидуализма, ведь его теология опирается, наряду с перечисленными теоретическими установками, на принцип абсолютной воли всемогущего Бога. Этот принцип призван уравновесить принцип свободы воли человека. Субъективизм и индивидуализм могут появиться только при отказе европейской философии от мысли о том, что над сознанием и поведением людей осуществляет контроль неантропный надындивидуальный субъект. Такой отказ начинает вызревать в недрах европейской философской традиции еще со времен «древнегреческого Просвещения». Конечно, Бл. Августин тоже внес свою лепту в этот процесс, но отказ от идеи неантропного надындивидуального субъекта философы смогут осуществить
только в ситуации подкрепления амбиций антропного субъекта мощью научно-технической революции.
...Образ счастливой жизни не является образом фантазии, - специально подчеркивает Бл. Августин. Это - образ памяти: «А так как никто не может сказать без собственного опыта, что это такое, то мы, слыша слова “счастливая жизнь”, узнаем, что это такое, найдя сведения о ней в своей памяти». Автор «Исповеди» остается на платонических позициях в вопросе об онтологическом статусе памяти. Образы памяти - это истинные образы в платоновском смысле слова: ибо память не обманывает. Если же люди припоминают ложные образы, то это происходит не потому, что образы памяти обманывают, а потому, что их память души конкретного человека ослаблена образами фантазии, причиной которых является «слабость плоти».
Бл. Августин видит причину возникновения ложных образов в том, что «плоть желает противного духу». Он дает такую интерпретацию фантазии: люди не имеют сил взглянуть на истину, закрываются от нее с помощью фантастических копий и «поэтому увязают в том, что им по силам, и этим удовлетворяются: у них нет настоящего желания получить силы на то, на что у них не хватает сил». Фантастические образы соблазняют доступностью. Фантазия - это грех, баловство духовно ослабленного человека.
...В отличие от античных философов, Бл. Августин в трактовке темы надындивидуальных структур памяти отталкивается не от пантеистической идеи человека как микрокосма, а от библейского учения о духовном Израиле (о завете Бога со святым народом). Это означает, что проблема надындивидуальных структур памяти рассматривается не в контексте проблемы индивидуального освобождения умной части индивидуальной души из оков плоти, а в контексте проблемы коллективного спасения. Античная концепция космической духовности предполагает, что жизнь этнического коллектива сохраняется с помощью усилий его интеллектуальной элиты: именно элита в напряженном умственном труде добывает теоретическое знание об устройстве космоса и управленческое знание о воплощении закона гармонии в общественный организм. Христианская концепция коллективной духовности, или духовной Церкви фундирована другой идеей: это идея о спасении рода человеческого общими коллективными усилиями, евхаристическим общением всех христиан. Поэтому такой трудной была проблема теоретического совмещения мысли о возможности всечеловеческого спасения и идеи спасения только воцерковленных душ, то есть людей, участвующих в евхаристическом общении.