Макаров А. И. (1954--) Феномен надындивидуальной памяти Монография 2009 г.

Dec 07, 2024 21:58

Стратегии концептуализации и онтологический статус (образы - концепты - рефлексия)
Глава 1. Надындивидуальные структуры памяти
1.2. Память и солидарность: конституирование сообществ.
Все существа во мне, но я не в них. Бхагавадгита
...Социально значимой мы называем такую информацию, которая позволяет поддерживать самотождество культуры и общества посредством воспроизводства определенного набора человеческих психотипов. Культура имеет внутреннее и внешнее измерение. Психотехника того или иного общества - это внутреннее измерение социокультурной целостности. Внешнее измерение культуры - это вся система отношений между множеством артефактов, которые созданы деятельностью человека, но, в свою очередь, способны оказывать обратное влияние на человеческую жизнедеятельность. Такое обратное влияние, в частности, протекает через процессы интериоризации внешнего слоя культуры. В результате интериоризации внешнего слоя культуры выкристаллизовывается определенный тип психотехнической организации индивидуального сознания, психотип.

...Для прояснения картины сложных взаимосвязей между феноменами памяти и солидарности мы используем возможности, которые открываются благодаря методу социологического редукционизма, а также функционалистскому и семиологическому подходам к исследованию культуры. С точки зрения этих теорий культура может быть представлена в виде ансамбля «машин солидарности». Машинами, или механизмами солидаризации мы называем такие ансамбли ценностных установок, которые превращают разделенных индивидов в членов целостного общественного организма. С семиологической точки зрения машины солидарности - это комплексы особых дискурсов и общественных институций, конституирующих и легитимирующих и тем самым превращающих эти дискурсы в практики. Оба эти подхода фундированы идеей о том, что человеческое поведение определяется символической средой.

...Солидарность - это объективация интеграционных процессов в обществе. Понятие солидарности указывает на факт перехода слабоструктурированного множества индивидов (соединенных случайными факторами, например, фактом рождения или ситуационным интересом) к состоянию структурного единства.
    Приобретая качество целостности, случайное собрание людей становится неким виртуальным социальным телом, солидарным коллективом. Социальное тело в разных научных дискурсах называется «народом», «социальной группой», «классом», «корпорацией» и т. п. Такому телу присущи некоторые свойства живого организма.
    Социальное, как определенная конфигурация социальных отношений, может возникнуть и функционировать только в особой среде - среде всеобщности. Среда всеобщности - это система (сеть) символов, являющихся носителями общих смыслов. Сеть общих смыслов, или идей, позволяет множеству разделяющих их людей координировать свою деятельность, превращая ее в совместную жизнедеятельность. Принимая участие в совместной коллективной деятельности, при наличии у них запаса коллективного (надындивидуального) опыта и коллективной (надындивидуальной) памяти, люди перестают быть простыми природными особями (индивидуумами) и становятся эмпирическими субъектами.

...Принадлежность к среде всеобщности обеспечивает когерентность индивидуального мышления и коллективной жизнедеятельности людей. Миф и ритуал были первыми средствами для создания общего времени-пространства группы. В этом общем хронотопе переплетались образы восприятия (настоящего), образы памяти (прошлого) и образы фантазии (будущего). Поэтому неверно отождествлять мифологию с памятью о минувшем: миф - это рассказ не о прошлом, а о принципах бытия и смысле жизни. Смысл жизни - это ансамбль смыслов, определяющих ориентацию человека в мире. Смысл мы определяем как триггер, запускающий вполне определенные мотивы человеческого поведения.
    Говоря, что миф является условием солидаризации общественного организма, мы не утверждаем, что солидарность создается только мифологическими структурами мышления, а лишь хотим сказать, что чувство солидарности создается во многом работой фантазии. Именно в результате «политического фантазирования» возникает особая смысловая энергия, на волне которой происходит солидаризация членов общественного организма.

...Можно сказать, что модус рефлексии - это попытка выйти из-под контроля образов, этих эмоциональных оболочек блоков информации, тогда как в модусе переживания образы оказывают сильное гипнотическое влияние на сознание.

Контроль, Воспитание, Социальное, Система и элемент, Граждане, Сознание, Общество, Миф, Смысл, Макаров, Понятийные поля, Рефлексия

Previous post Next post
Up