Стратегии концептуализации и онтологический статус (образы - концепты - рефлексия)
Глава 1. Надындивидуальные структуры памяти
1.1. Реальность и реальное памяти
В настоящем воспринимается видимость, реальность же функционирует в прошлом. А. Уайтхед. Приключение идей
...Смыслы - это те символические образно-понятийные комплексы, которые способны направлять волю, вызывать действие в определенном направлении и тем самым определять (программировать) поведение людей.
Осмысление реальности создает действительность, мир ноуменов и феноменов. Действительность - сфера произведенного, ставшего видимым (ведомым).
План идеального слоя реальности с реальностью действительного взаимодействует посредством истинного смысла. Проблема истины как истинного смысла приобретает особую актуальность в условиях утраты убедительности и устойчивости общественной системы ценностей (системы смыслов). Эта проблема становится насущной, экзистенциальной проблемой для мыслителей, живущих во времена разрушения систем ориентации людей (индивидов и коллективов) в реальности. Когда же общественный организм и его представитель находятся в состоянии относительного покоя, то проблема абсолютной истины отходит на второй, третий план -
превращается в проблему достоверности или полезности знания.
...Произведенная нами тематизация проблемы соотношения концептов «истина» и «смысл» позволяет пролить свет на центральный вопрос мнемологической проблематики - вопрос об истинности следов прошлого. Этот вопрос принимает различные формы в истории науки о памяти: в историографии он становится вопросом о критериях истинности анализа исторических источников, а в философии памяти этот вопрос (со времен Платона) формулируется в виде апории «присутствия отсутствующей вещи», присутствия в памяти образа отсутствующей в восприятии вещи. В определенном смысле вещи ускользают в прошлое сразу же, как только дали о себе знать сознанию, поэтому можно сказать, что проблема присутствия отсутствующей вещи - это проблема и восприятия, и памяти, и воображения. На эту апорию Платон выходит в связи с общей для всей его философии проблемой диалектического взаимодействия сущности и существования. В этом контексте решение этой апории зашифровано в парадоксальном тезисе: сущность существует до существования.
...Анализ механизма памятования показывает, что общечеловеческое относится к смысловой структуре воспоминания. И наиболее интересным моментом здесь является то, что смысл не исчерпывается содержанием образа памяти; форма воспоминания конституирует смысл как причину появления мысли, мотивирующей человека на определенное действие *.
* Тезис о существовании общей для целой группы людей формы (праформы) воспоминания положил в основу своей теории «коллективного бессознательного» К.Г. Юнг. Концепт к о л л е к т и в н о е б е с с о з н а т е л ь н о е не столько отсылает к субъекту воспоминания, сколько указывает на момент самопорождения формы надындивидуального опыта в индивидуальном сознании. К.Г. Юнг вводит понятие «п с и х е я» для передачи холистического тезиса о вместилище «мифообразующих» структурных элементов, архетипов как о принципе формообразования коллективных, социальных представлений. См.: Юнг К. Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991. С. 119-129.
из примечаний
«Культура в целом может быть названа «машиной памяти», функционирующей в соответствии со своими собственными законами, отличными от чисто биологических законов сохранения следов различных воздействий» (Пигалев А. И. Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого). Волгоград, 2003. С. 23-24).