Энциклопедический словарь социологии религии - СПб.: Платоновское общество, 2017

Dec 04, 2024 16:42

Религиозно-мифологический комплекс в  общественном сознании. (М. Ю. Смирнов)
...Именно на обыденном уровне возникает некоторая устойчивость, выраженная представлениями об  укорененности человека в  субъективно значимые пространства - природы, семьи, этноса, религиозного сообщества. Это стабилизирующее начало противостоит разнонаправленным влияниям теоретических систем и идеологии. Обыденное сознание обладает способностью генерировать общее поле понимания различных смысловых коннотаций природного и  социального в  человеческом восприятии. Высшей формой систематизации и  синтеза обыденных представлений о  мире, посредством которых достигается адаптация человеческой субъективности к объективности переживаемого бытия, выступает мифотворчество.
    Религиозно-мифологический комплекс способствует достижению равновесия индивида и общества. Напряженность от переживания человеческим существом своей ограниченности в  социальном пространстве с  неизбежностью вызывает спонтанные мотивации к  выстраиванию оптимальной картины социума, соответствующей жизненным настроениям и  ожиданиям. Мифоритуальная интенция сознания как бы переводит «хаос» окружающей жизни в  «космос», пусть и  воображаемого, но  для субъекта мифотворчества - достоверного общественного устройства. Простота и схематизм мифа обеспечивают ясность, предсказуемость, психологический комфорт, ощущение полноты и цельности. Постоянная востребованность компенсирующих факторов в  обыденно-повседневной жизни превращает мифотворчество в  константное средство социальной адаптации, значение которого тем выше, чем более сложной и противоречивой оказывается социальная реальность.

Причины, Сознание, Личность, Поведение, Смирнов М. Ю., Общество, Реальность, Понятийные поля, Событийный гобелен, Механика понимания

Previous post Next post
Up