Религиозно-мифологический комплекс в общественном сознании. (М. Ю. Смирнов)
...Именно на обыденном уровне возникает некоторая устойчивость, выраженная представлениями об укорененности человека в субъективно значимые пространства - природы, семьи, этноса, религиозного сообщества. Это стабилизирующее начало противостоит разнонаправленным влияниям теоретических систем и идеологии. Обыденное сознание обладает способностью генерировать общее поле понимания различных смысловых коннотаций природного и социального в человеческом восприятии. Высшей формой систематизации и синтеза обыденных представлений о мире, посредством которых достигается адаптация человеческой субъективности к объективности переживаемого бытия,
выступает мифотворчество.
Религиозно-мифологический комплекс способствует достижению равновесия индивида и общества. Напряженность от переживания человеческим существом своей ограниченности в социальном пространстве с неизбежностью вызывает спонтанные мотивации к выстраиванию оптимальной картины социума, соответствующей жизненным настроениям и ожиданиям. Мифоритуальная интенция сознания как бы переводит «хаос» окружающей жизни в «космос», пусть и воображаемого, но для субъекта мифотворчества - достоверного общественного устройства. Простота и схематизм мифа обеспечивают ясность, предсказуемость, психологический комфорт, ощущение полноты и цельности. Постоянная востребованность компенсирующих факторов в обыденно-повседневной жизни превращает мифотворчество в константное средство социальной адаптации, значение которого тем выше, чем более сложной и противоречивой оказывается социальная реальность.