Вопросы философии и психологии. Год XIII. Книга I (61). Январь-февраль 1902 г.
Вильгельм Вундт и психология языка. - Зелинский Фаддей Францевич (1859-1944)
...Итак, психология - центральная область в философии Вундта; как психолог, он занимает среднее место между материалистами обеих крайних категорий - психоматериалистами и физиоматериалистами, как мы их можем назвать. Первые видят в психологии науку, изучающую функции единого, хотя и невещественного субъекта, души - подобно тому, как физиология изучает функции тела; по мнению Вундта, напротив, душа, как объект психологии, сводится к связи явлений сознания, и параллелизм между психологией и физиологией страдает неполнотой: между тем как физиология имеет дело и с функциями, и с их субстратом (и поэтому основана на обоих принципах субстанциальности и актуальности) - психология имеет своим объектом одни только функции, своей основой - один только принцип актуальности. - Вторые, напротив, отказываются признать психическую причинность рядом с физической. По их мнению, психические явления - не что иное, как отражения явлений физиологических, неразрывно связанные с этими последними и поэтому не связанные друг с другом - иначе пришлось бы признать двойную обусловленность психических явлений, что невозможно.
В отличие от них Вундт признает самобытность психической причинности рядом с физиологической. - Нетрудно убедиться, что в обоих случаях Вундт имеет как будто здравый смысл против себя; «невозможность функций без субстрата», «невозможность двойной обусловленности» - это возражения, сразу подсказываемые рассудком, и Вундту нередко приходилось их выслушивать из уст своих противников того и другого лагеря. Но он остался верен тому методу, который он первый сознательно и последовательно ввел в психологическую науку - методу экспериментальному, не допуская рационализма в подвластной опыту области. Опыт в психологии обнаруживает только явления, только функции, а не какой бы то ни было субстрат таковых; тот же опыт доказывает и существование психической причинности, как таковой, хотя и в известной связи с причинностью физиологической. С этим приходится считаться; если же эти результаты противоречат тому, что мы называем здравым смыслом, то примирения следует искать в той области философии, которая одинаково властвует и над психологией и над всеми науками внешнего мира - в метафизике.