Nov 13, 2024 00:46
Глава 8. Религия и общество
The Henry Myers Lecture, 1945
...В конфуцианской философии музыка и ритуал рассматриваются как средства установления и поддержания социального порядка и считаются более действенными средствами для достижения этой цели, нежели законы и наказания. Мы придерживаемся совсем иного взгляда на музыку, но я могу вам напомнить, что Платон высказывал весьма сходные идеи, и полагаю, что антропологическое изучение соотношения музыки (а также танца) и религиозных ритуалов могло бы дать весьма интересные результаты. В «Книге обрядов» одна глава («Юэ цзи») посвящена музыке. В третьем разделе мы читаем:
«Древние цари были внимательны к тому, что влияет на умы людей. И поэтому они учредили церемонии, чтобы направлять помыслы людей, музыку, чтобы придать гармонию их голосам, законы, чтобы придать единообразие их поведению, и наказания, чтобы пресечь их злые устремления. Цель церемоний, музыки, наказаний и законов одна: это инструменты, с помощью которых умы людей уподобляются друг другу, а в управлении устанавливается должный порядок» *.
Рассматриваемый здесь взгляд на религию мог бы быть обобщен в следующем высказывании из «Книги обрядов»: «Церемонии - это связь, которая держит множества в единстве, и если эту связь нарушить, то все эти множества впадут в хаос».
* «Rites, music, punishments, laws have one and the same end, to unite hearts and establish order» (англ.) - «Обряды, музыка, наказания, законы имеют одну и ту же цель: объединять сердца и устанавливать порядок».
Конфуций,
Синхронизм,
Рэдклифф-Браун,
Общество,
Ритуал,
Музыка,
Управление,
Платон