Ницшеанец сороковых годов. Макс Штирнер и его философия эгоизма. - Саводник Владимир Фёдорович (1874-1940)
...В самом деле, вопрос о происхождении доктрины Штирнера значительно упрощается, если предположить, что она является естественной реакцией против панлогистической системы Гегеля, системы, в которой отвлеченный рационализм нашел свое совершеннейшее воплощение. В философии Гегеля, собственно говоря, нет места для личности, для индивидуального „я“, и живая личность, во всей ее особности, как величина не поддающаяся абстрактному определению и отвлеченной классификации, является в ней чем-то совершенно непонятным, каким-то странным нарушением логической закономерности. По-видимому, сам Гегель чувствовал это и поэтому он положил много старания на разработку учения о „субъективном духе“, которое однако же осталось одной из слабейших сторон его системы во всем, что касается вопроса о личности *.
* Arthur Drews. Das Ich als Grundproblem der Metaphysik. Freiburg. 1897. S. 91.
...С психологической точки зрения всякое действие есть реализация какой-либо идеи, с различною степенью сознательности, и только в качестве такой реализации оно входит в круг ведения психолога, компетентность которого прекращается там, где начинается область чисто импульсивных физиологических процессов; но там уже не может быть речи ни о воле, ни о представлениях, ни о сознании вообще, а есть только закономерное взаимодействие слепых и бессознательных сил природы. Там же, где мы имеем дело с фактами психической жизни, мы всегда в конце анализа встречаемся с процессами представления, идеации, без которых проявления чувства и воли оставались для нас бессознательными.
...С этой стороны Wille zur Macht Ницше близко соприкасается с „эгоизмом“ Штирнера. Ницше даже прямо выступает поборником эгоизма, например, в „Сумерках кумиров“ в главе Naturwerth des Egoismus. „Недостает самого главного, если обнаруживается недостаток себялюбия (Selbstsucht), пишет он. Не искать своей пользы, это только моральный фиговый лист, прикрывающий другой, чисто физиологический факт, именно неспособность найти свою пользу. В этом выражается разложение инстинктов: человеку приходит конец, когда он становится альтруистом“.