Сен-Симон и его школа. - Чичерин Борис Николаевич (1828-1904)
...И так мало они понимали истинный характер общественных отношений, что всю эту всеобъемлющую организацию, простирающуюся на весь земной шар, они считали возможным осуществить посредством всемирной системы банков, распределяющих все имущественные блага и распоряжающихся судьбою всех и каждого. О государстве, об его задачах и об отличии его от гражданского общества они не имели ни малейшего понятия. Начала права были им совершенно неизвестны. По теории Сен-Симонистов, государство, как всеобщих наследний, должно было заменять семейство. Но что такое было сен-симонистское государство? Союз работников, простирающийся на все человечество и подчиняющийся всемирной власти банкиров - иереев во имя всеобщей любви. Это было совершенно фантастическое представление, не имеющее ничего общего с действительностью. В результате сен-симонизм пришел к чистой утопии.
Не мудрено, что он рушился так же быстро, как возник.
Об априорных элементах познания. (Понятие времени, причинности, пространства). - Челпанов Георгий Иванович (1862-1936)
...Что время в нашем сознании существует реально, в этом нет никакого сомнения; но также несомненно, что в природе, объективно, оно не существует, и между вещами и явлениями его указать нельзя. Объективно в природе существуют события или явления, восприятие которых является только поводом для возникновения понятия времени. Отсюда вывод очевидный. Если понятию времени соответствует в объективном мире не время объективно существующее, а нечто другое, то ясно, что время является порождением самого нашего сознания, что оно есть продукт своеобразной деятельности самого нашего сознания.
...Оценка же времени, как известно из психологии, находится в зависимости от количества образов или представлений, т.-е. продолжительность времени нам кажется тем большей, чем большее количество образов или представлений перебывало в нашем сознании. Если нам кажется, что мы пережили больший промежуток, то это оттого, что этому переживанию фактически соответствует большее количество представлений и наоборот.
...Последовательность есть нечто нами самими привносимое в познание вещей; как это принято выражать, „последовательность ощущений не есть ощущение последовательности“. Эта последняя должна быть создана сами сознанием.
...Эту схему временной последовательности мы можем получить, только лишь наблюдая процессы нашего собственного сознания. Таким образом понятие времени есть продукт рефлексии. Если мы это признаем, то для нас сделаются понятными и все остальные свойства времени.
Рассмотрим, например, такой признак времени, как единичность. Нам именно кажется, что время едино, что отдельные моменты времени суть части или подразделения этого единого времени. Благодаря такому свойству времени Канту и казалось, что время не есть понятие, а есть интуиция (Anschauung), т.-е. такое умственное построение, которое относится к единичному предмету. Когда мы мыслим какое-нибудь понятие в собственном смысле, например, понятие дерева, то мы непременно представляем себе, что есть множество деревьев или множество экземпляров деревьев; когда же мы мыслим понятие времени, то мы мыслим не о нескольких экземплярах времени, а единичное время; оно представляется нам чем-то единым. Из этого ясно, что понятие времени не может быть эмпирическим понятием, подобно другим понятиям, которые создаются из сравнения однородных предметов или явлений.
...Таким же образом, т.-е. из свойств самого сознания объясняются и другие свойства времени, именно его однородность, непрерывность и бесконечность.