Вопросы философии и психологии. Год XII. Книга IV (59). Сентябрь-октябрь 1901 г.

Oct 27, 2024 20:06

Ницшеанец сороковых годов. Макс Штирнер и его философия эгоизма. - Саводник Владимир Фёдорович (1874-1940)
...Итак, мое „я“ есть единственная реальность; „я“ - „единственен“, все остальное, чему также приписывается обыкновенно объективное бытие, суть только проявление моего „я“, мои создания, моя „собственность“. Такая точка зрения радикальным образом устраняет всякий идеализм, делает его невозможным. Основная ошибка всего предшествующего периода заключается, по мнению Штирнера, именно в признании чего-то трансцендентного, вне нас и независимо от нас сущего. Это признание внесло в нас роковое раздвоение, сделало нас рабами призраков, идей и идеалов. Стремление воплотить эти призраки, реализовать их, вот что составляет существенное содержание всей предшествующей истории мыслящего человечества, вот в чем заключается та задача, которую оно себе ставило. Последним из этих призраков, требующих своего воплощения, является идея „человека“, того человека, который, по предположению, представляет собой субъект всемирной истории, das Ich der Weltgeschichte. Задачей исторического процесса было признано развитие человечности в человеке, т.-е. реализация некоторого идеала - „человек“. Но возможна ли подобная реализация понятия? спрашивает Штирнер, и дает на этот вопрос отрицательный ответ.

Механика общественных идеалов. - Софронов Фёдор Васильевич (1859-1936)
...Итак, метафизическое мышление есть не простое гипостазирование понятий, а гипостазирование их как трансцендентных сущностей, стоящих вне эмпирического мира и определяющих этот мир своеобразным способом, не находящим себе соответственного в области эмпирии. Метафизика характеризуется именно допущением особого принципа связи и зависимости отдельных моментов бытия, не почерпаемого из мира реальных отношений. Поэтому те виды мышления, которые хотя и прибегают к некритическому гипостазированию отвлеченностей, но не содержат в себе признания особого вида познавания, независимо от познавания по реальным отношениям, мы можем считать только идущими в направлении к метафизике, но еще не чисто метафизическими.

Истинная метафизика вошла в мир впервые с Платоном. Лишь его представление о двух мирах, из которых в эмпирическом царит закономерность причинная, в идеальном - целевая, дало человеческой мысли сферу, оторванную от всякой эмпирической обусловленности и пригодную для проекции в ней совершенно свободных построений.

Софронов, Субъект, Понятие, Саводник, Вопросы философии и психологии, Метафизика, Штирнер, Объект, Идея, Идеал, О непонятном, Платон

Previous post Next post
Up