Дневниковые записи
1902 год.
Апрель
Крестьянский бунт в Полтавской и Харьковской губерниях (конец марта и нач[ало] апреля). Правительственное сообщение в «Моск[овских] ведомостях» № 117: Бельгард, полтавский губ[ернато]р, уволен, кн[язь] Оболенский, харьковский, получил Владимира 2-й степ[ени] «за примерную распорядительность» (суворовский налет). Два студента-подстрекателя, которых по усмирении кр[естья]не хотели утопить, казаки отбили. Сахарный песок по дороге, подобранный казаками к чаю. Хохлацкая пугачевщина.
Дек[абрь] 1
Письмо к Пл[еве] о Милюкове* от 30 н[оя]бря: «Недавно я узнал об аресте П[авла] Николаевича] Милюкова]. Не знаю его вины и не могу его оправдывать. Но он мой ученик по ун[иверситет]у и товарищ по О[бществу] и[стории] и др[евностей] российских], а его жена - моя ученица по В[ысшим] ж[енским] к[урсам] и дочь моего покойного товарища по академической службе. Возможное облегчение участи арестованного приму за великое себе одолжение, как благодеяние для его семьи, которая живет его учено-литературным] трудом. Простите за беспокойство, если моя просьба неисполнима».
11 мая указ о вознаграждении землевладельцев, пострадавших от аграрных беспорядков в Харьк[овской] и Полт[авской] губ[ерниях], за счет кр[естья]нских обществ.
* Письмо к Пл[еве] о Милюкове...- Ключевский ходатайствовал о Милюкове и перед С. Д. Шереметевым (7 дек. 1902 г.). В своих воспоминаниях Милюков говорил о том, что во время его заключения в тюрьме «Кресты» он был вызван министром внутренних дел В. К. Плеве, который сообщил ему о разговоре Ключевского с царем и о поручении Плеве ознакомиться с делом Милюкова; вскоре Милюков был освобожден (Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917). Т. 1. Нью-Йорк, 1955. С. 202-204; см. также письма Ключевского к Милюкову и Шереметеву в кн.: Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. С. 196-198).
1903 год
30 [апреля]
Происхождение очередного порядка.
Сопоставляя удельные и феодальные отношения, мы заметили в тех и других сходные черты, но не нашли сходства начал, оснований. Теперь можно объяснить происхождение этой видимой несообразности. Она произошла оттого, что политическая жизнь феодальной Европы и удельной Руси шла в противоположных направлениях. На Западе синьории и баронии, на которые распалась империя Карла В[еликого], формировались по образцу целого, которое они разрушали, и даже мелким феодалам передавали черты своего склада, какие тем дозволено было воспринять и какие они в состоянии были воспринять от своих первообразов. Феодальная Европа была собственно развалившаяся империя Карла В[еликого], из которой рефлективно и с местными преломлениями феодальный порядок распространялся потом в соседних с ней странах. У нас, напротив, удельный порядок сложился не из развалин очередного, не в пределах Киевской Руси, а сбоку ее, в соседнем окско-волжском междуречье, как новая политическая постройка на свежем финском пустыре. Бесформенная политически масса колонистов перенесла сюда с брошенных пепелищ только два прочные кадра политического и гражданского порядка: это были князь с своими державными правами и боярин с своими холопами.
Первый образовал удельное княжество, новую политическую форму, а второй восстановил на новом социальном грунте старую боярскую вотчину, село с челядью и с вольнонаемным закупом - крестьянином. Но и княжеский удел сложился по типу боярской вотчины, а Московское государство, собравшее уделы, сформировалось по образцу своих составных частей и составило вотчину своих собирателей, московских государей. Так, на феодальном Западе политическая жизнь шла сверху вниз, путем дробления целого на части, а в удельной Руси обратно - снизу вверх, путем сложения частей в целое. Там низшие политические формации усвояли форму высшей, которую они разрушали, а у нас, напротив, высшая усвояла форму низших, из которых она слагалась. Путь одинаков там и здесь, но неодинаковы направления хода; отсюда сходство явлений и различие процессов.
26 дек[абря].
...Так метафизическое] требование причинности в историческом изучении преобразуется в искание последовательности явлений. Разум везде, даже в метафизической области, где он сам себе хозяин, потому что сам себя изучает, признает пределы своего познавания. Он признает, что представляемый им мир не существует только в его представлении, но что, однако, этот мир познается им лишь насколько он есть его представление: познание и здесь стеснено пределами восприятия, наблюдения. Еще скромнее помыслы исторического ведения. Мы знаем, что в исторической жизни, как и во всем мироздании, должна быть своя закономерность, необходимая связь причин и следствий. Но при наличных средствах исторической науки наша мысль не в состоянии уловить эту связь, проникнуть в эту логику жизни и довольствуется наблюдением преемственности ее процессов. Значит, история отличается от других более точных наук не способами мышления, а только приемами изучения и пределами познания.
[1904 г.]
7 апреля
После Крымской войны р[усское] правительство поняло, что оно никуда не годится; после болгарской войны и р[усская] интеллигенция поняла, что ее правительство никуда не годится; теперь в японскую войну р[усский] народ начинает понимать, что и его правительство, и его интеллигенция равно никуда не годятся. Остается заключить такой мир с Японией, чтобы и правительство, и интеллигенция, и народ поняли, что все они одинаково никуда не годятся, и тогда прогрессивный паралич русского национального самосознания завершит последнюю фазу своей эволюции.
...Право - исторический показатель, а не исторический фактор, термометр, а не температура. Действующее законодательство содержит в себе minimum правды, возможной в известное время. Порядочные люди нуждаются в законе только для защиты от непорядочных; но закон не преображает последних в первых. Закон - рычаг, которым движется тяжеловесный, неуклюжий и шумный паровоз общественной жизни, называемый правительством, рычаг, но не пар.
3 июня финл[яндский] ген[ерал]-губ[ернатор] Бобриков при входе в Сенат смертельно ранен тремя выстрелами Шауманом, сыном бывшего сенатора, чиновником Главного училищного управления Финляндии. Преступник застрелился.
1905 год
21 янв [аря]
Русская интеллигенция бьется о собственную мысль, как рыба об лед, на который она выбросилась от духоты подо льдом.
9-12 [декабря]
Боевые дни. С утра до поздней ночи стрельба где-то в центре города: пушки разбивают баррикады, сооружению и восстановлению которых никто не мешает, но которые по их изготовлении заботливо обстреливают, предуведомляя строителей, когда им следует утекать от огня. Обе стороны поняли друг друга, спелись и стройным дуэтом тянут песню самоуничтожения. Одни ночью выскочат из меблированных нор на улицу, выволокут мебель у одурелых обывателей и, построив баррикаду, удерут; другие с ружьями и пулеметами выползут днем из казарм, разнесут эти баррикады, за которыми никто не сидит, и потом также утекут. Те и другие делают свое бездельническое дело и довольны-одни своей службой царю и отечеству, другие своей твердостью в убеждениях и верностью принципам.
9-го объявлена всеобщая забастовка, и железные дороги одна за другой прекращают движение в ожидании, когда окрестные крестьяне начнут разносить станции и избивать служащих. 10-го Московский] исполнительный комитет Союза рабочих делегатов предписал к 6 часам вечера вооруженное восстание; но оно началось раньше с револьверами, палашами, что кому удалось добыть, против нагаек, винтовок, пушек и пулеметов. Бастуют все и вся, кто до революции не успел запастись хоть напрокат рассудком, от мала до велика, от стрелочника до министра и до самого. Не бастуют только городские и сельские хулиганы да казначеи, аккуратно и корректно выдающие казенное жалованье себе и забастовщикам.
Все от нечего делать или от неумения сделать что-нибудь принялись играть, одни в конституцию, другие в революцию, превращая в куклы идеи, идеалы, интересы, принципы. Одна власть, как настоящая кукла, ни во что не играет, даже в самое себя, а, благовоспитанно-послушно сложив на бумажных коленях свои пришитые к деревянным плечикам руки, притворилась, что ее нет, и стала выжидать, когда ее спрячут в детский шкафик. Она поняла себя очень логично: она всегда отрицала свободу, никогда не умела выразуметь, что она и есть опора свободы, и потому, даровав свободу своим подданным, она умозаключила, что этим упразднила себя, т. е. сложила с себя всякую ответственность за что-либо. Она привыкла видеть в подданных своих холопов, невольников и их приучила смотреть на нее как на плантатора, а когда узнала из доклада приказчиков, что ее белые негры взбунтовались и у нее нет силы их перевешать, она самоотверженно заперлась в своей усадьбе, сказав себе: а посмотрим, что из всей этой кутерьмы выйдет.
Учредительное собрание, которого требуют железнодорожники, телеграфисты, курсистки, все забастовщики и забастовщицы, есть комбинация русского ума - обезьяны: так бывало за границей, так должно быть и у нас.
Учредительное собрание устанавливает основной закон, т. е. устройство верховной власти и ее отношение к подданным. Но вопрос об этом уже предрешен манифестом 17 октября. Там верховная власть уже ограничила себя, только довольно односторонне с левого бока. Царь обещал не издавать закона, не одобренного Государственной думой, как благовоспитанный кавалер не целует даму без ее согласия. Но там нет обещания утверждать закон, требуемый Государственной думой,- нет обязательства, установленного русским обычаем для кавалера, который сделает девицу матерью, обязательства купить ей корову для воспитания ребенка, угрожающего своим появлением на свет. Учредительному собранию предстанут три дороги. Оно может утвердить одностороннее ограничение верховной власти по манифесту 17 октября, и тогда оно окажет себя лишним, ибо это могла бы сделать и возвещенная манифестом этого октября Государственная дума. Оно может вопреки этому манифесту восстановить полное затхлое, черносотенное самодержавие, и тогда оно явит себя совсем реакционным. Наконец, оно может, отменив всякую монархию, самодержавную и полусамодержавную, провозгласить республику, и тогда оно, призванное для водворения законного порядка, окажется революционным. Итак, Учредительному собранию придется выбирать между реакцией, революцией и собственной ненужностью, т. е. анархией, ибо его будут слушаться еще менее, чем самодержавного Витте или Трепова; это - жандармы хоть и дряхлой, но привычной власти, а то - ходоки власти притязательной, но зато вчерашней, - рекламисты народовластия, как товара, не находящего покупателей...
19 [декабря]
Канонада слышна до 1 часа ночи. Вероятно, это выпускают неизрасходованные заряды, чтобы не сдавать их обратно в цейхгауз, не марать журнала. Что случилось? Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ. Вооруженное восстание - это прием касторового масла для нашего государственного и общественного организма: он даст мало питательного, но прочистит желудок для здорового питания.
1906 г.
24 [апреля]
В продолжение всего XIX в[ека] с 1801 г., со вступления на престол Александра I, русское правительство вело чисто провокаторскую деятельность: оно давало обществу ровно столько свободы, сколько было нужно, чтобы вызвать в нем первые ее проявления, и потом накрывало и карало неосторожных простаков. Так было при Александре I: Сперанский со своими конституционными проектами стал таким невольным провокатором, чтобы вывести на свежую воду декабристов и потом в составе следственной комиссии иметь несчастье плакать при допросе своих попавшихся политических воспитанников.
При имп[ераторе] Николае I правительственная провокация изменила тактику. Если нахальная аракчеевщина, сменившая стыдливую, совестливую сперанщину, стремилась заговор вытолкнуть на вооруженное восстание, то Николай I своей предательской бенкендорфщиной старался вогнать общественное недовольство в заговор. Удачный исход опыта такой стратагемы, испробованный над поляками, надолго парализовал русские конспиративные силы, разбил их на бессильные кружки, и дело петрашевцев ярко обличило их бессилие. Были негодующие люди, как Герцен, Грановский, Белинский, но не было угрожающих, и постыдное царствование имп[ератора] Николая I благополучно кончилось севастопольским поражением и Парижским миром. Настоящим питомником русской конспирации было правительство имп[ератора] Александра II. Все его великие реформы, непростительно запоздалые, были великодушно задуманы, спешно разработаны и недобросовестно исполнены, кроме разве реформы судебной и воинской. Монарх мудро соизволял, призванные работники, как братья Милютины, Самарин, самоотверженно проектировали, а ввязавшиеся в дело министры камарильи вроде Ланского, Толстого, Валуева, Тимашева разделывали циркулярами высочайше утвержденные проекты в насмешки над народными ожиданиями.
Из комментариев.
Временные правила. - Речь идет о временных правилах 29 июля 1899 г. об отдаче студентов в солдаты. В начале 1901 г. они были применены к 183 студентам Киевского университета (Лавров П. Временные правила (Студенческое революционное движение в Киевском университете конца 1900 и 1901 гг.) // Советское студенчество. 1936. № 1). B. И. Ленин написал в газету «Искра» специальную статью «Отдача в солдаты 183-х студентов» (см.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 4. C. 391-396), где призывал широкие массы трудящихся во главе с рабочим классом выступить в защиту студенчества. Достойным ответом со стороны студенчества В. И. Ленин считал «устройство выдержанной и стойкой забастовки всех учащихся во всех высших учебных заведениях с требованием отмены временных правил 29-го июля 1899 года» (С. 395). На этот призыв студенчество ответило широкой волной протестов и открытых выступлений. Массовые волнения охватили около 20 000 студентов. Царское правительство опять прибегло к арестам и ссылкам. Только в одной Москве в феврале 1901 г. было арестовано и заключено в Бутырскую тюрьму около 500 студентов.
Совет профессоров Московского университета обратился к студентам с воззванием, предлагая им прекратить борьбу и вернуться к занятиям. Газета «Искра» назвала это обращение профессоров «гнусным воззванием».
Экстренный Совет для обсуждения министерского проекта правил студ[енческих] учреждений.- Речь идет о новых «Временных правилах для организации студенческих учреждений», которыми допускались кружки для научно-литературных занятий, занятий искусствами и ремеслами, организация студенческих столовых, чайных, касс взаимопомощи. Эти собрания должны были проходить только с разрешения начальства по утвержденной заранее программе в присутствии профессоров или лиц из «административного персонала». 22 декабря 1901 г. эти правила были утверждены. Опубликование «Временных правил» 1901 г. вызвало новую волну протеста со стороны студенчества и даже со стороны либеральной профессуры.
Вин[оградо]ву от факультета для удержания его от отставки. - П. Г. Виноградов в результате конфликта с министром народного просвещения Ванновским подал в отставку и вскоре уехал в Англию (см. запись 20-21 декабря 1901 г.). В 1908 г. он вернулся в Московский университет, в 1911 г. вновь подал в отставку вместе с другими профессорами в знак протеста против политики министра просвещения Кассо.
...как умирал Щиколай] Щавлович].- Речь идет о Н. П. Боголепове- профессоре римского права Московского университета; в 1883 - 1887, 1891 - 1893 гг.- ректор Московского университета, в 1895 - 1898 гг. - попечитель Московского учебного округа, в 1898-1901 гг. - министр народного просвещения; один из авторов «Временных правил» об отдаче студентов в солдаты за участие в студенческом движении; проводил курс усиления инспекции и подавления студенческих волнений. На него 14 февраля 1901 г. было совершено покушение исключенным студентом П. В. Карповичем. Боголепов умер 2 марта 1901 г.
...пра[витель]ство и общество перестали понимать и себя и друг друга.-В архиве Ключевского хранится следующая запись, сделанная карандашом, 4 янв[аря] 1902 г. (ОРФ ИИ, ф. 4, оп. 3, д. 1):
«В настоящую минуту правительство и общество в России находятся между собою в отношении двух враждебных сторон, воюющих за власть. Общество всякими способами, в разнообразных формах старается дать почувствовать правительству, что хочет, требует властного участия в управлении; правительство с прикрытой откровенностью дает почувствовать обществу свою решимость отстаивать полновластие самодержца.
У правительства очень мало защитников среди общества, особенно защитников мыслящих и бескорыстных. У общества есть сторонники в правительственных кругах, не только люди мыслящие и бескорыстные, но даже рискующие своим положением за свои неправительственные мнения.
Такое напряженное отношение между обеими сторонами длится уже несколько десятков лет. Прежде его не было заметно. И прежде правительство и общество редко были довольны друг другом; но прежде источником этого обоюдного недовольства не была борьба за власть. Общество нередко роптало вместе с народом на то, что правительство плохо ими правит, дает слишком много воли своим чиновникам, слабо искореняет злоупотребления, не предпринимает необходимых реформ и т. п. Образованные люди заявляли свой ропот в гостиных и клубах, в более или менее изворотливо прикрытых печатных произведениях и университетских лекциях или более откровенных рукописных памфлетах и сатирах, в совсем откровенных заграничных изданиях, изредка в заговорах, один из которых даже вышел на площадь. Народ проявлял свое недовольство единственным ему доступным способом - бунтом.
Правительство в свою очередь нередко считало себя вправе жаловаться на общество, но не за соперничество из-за власти в управлении, а за нежелание или неумение пользоваться и тем участием в управлении, какое ему предоставлялось правительством. Дело политической свободы в России спасается тем политическим порядком, против которого оно борется. В руках у русского царя остается еще много материальных и нравственных средств, слишком достаточных, чтобы подавить противодействующие ему движения: дисциплинированная армия, сильно сгущенное историей, хотя уже и выдыхающееся от неумелого действия обаяние власти над воображением масс, антагонизм сословий, низкий уровень общественного сознания, нравственная распущенность общества. Но по исторической постановке своей власти царь не может привести эти свои средства в действие сам непосредственно, а его посредствующие органы или сами не в состоянии привести их в действие, или могут заставить их действовать неправильно, разрушая сами себя. Главные органы царской власти-министры, и если бы царь подобрал министерство вполне солидарное и искренно ему преданное, он при других своих средствах мог бы сделать из России все, что хотел и умел бы сделать, подавить какое угодно противодействие.
Но по способу назначения и по свойству среды, из которой обыкновенно назначаются министры, они по отношению друг к другу добровольные, но непременные антагонисты, а по отношению к царю - озлобленные и коварные холопы, подличающие перед ним из чувства самосохранения, обманывающие общественное мнение по ремеслу и расстраивающие порядок по невежеству».
Гр[аф] JI. Толстой... как он попался впросак с кронпринцессой саксонской.- Речь идет о жене кронпринца Фридриха-Августа III (впоследствии король Саксонии)-Луизе-Антуанетте-Марии Тосканской, которая в декабре 1902 г. бежала от него с учителем своих детей Жироном. При судебном рассмотрении дела о разводе она заявила, что ее поступок был совершен под влиянием сочинений Толстого.
Курс издан Витте в 20 экземплярах.- Книга на правах рукописи под названием «Лекции по русской истории профессора Московского университета В. О. Ключевского» была напечатана по распоряжению Витте в 20 экземплярах, причем автор не получил ни одного. Этот факт, по свидетельству историка Сергея Федоровича Платонова, побудил Ключевского подготовить к изданию и опубликовать свой «Курс русской истории».