Недомолвки в теории эмоций Джемса. - Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965)
...Теперь ясно, какой Х, какой элемент эмоции упущен из виду Джемсом. Джемс считает эмоцию восприятием перемены в теле; на самом же деле эмоция есть порождение нами перемены в теле и восприятие этой перемены. Поясним это примером: Джемс находит в эмоции лишь такие состояния сознания, какие возникают у нас, когда кто-либо сгибает нашу руку (восприятие пассивного движения); на самом же деле эмоция складывается из таких состояний сознания, какие бывают у нас, когда мы сами сознательно, а не рефлекторно сгибаем руку (сознание об активном движении). Значит, Джемс упускает из виду состояния, предшествующие поступку, заключающие в себе оттенок активности, который мы даже обособляем, как это ни абсурдно, и называем словами чувство деятельности, усилие, стремление чего-либо достигнуть или избежать. Современная психология, анализируя состояния сознания, предшествующие поступку, в лице многих своих представителей утверждает, что эти состояния суть лишь воспоминания о прежних подобных же поступках,
воспоминания, вызывающие по ассоциации самый поступок. Согласно этому, если эмоция есть поступок, то ей предшествует воспоминание о прежних эмоциях, по ассоциации вызывающее новую реакцию в теле и новую реальную, а не вспоминаемую лишь эмоцию не желая поднимать здесь слишком важного вопроса, мы можем согласиться с таким толкованием всех поступков вообще, настаивая лишь на том, что состояния сознания, предшествующие эмоциональной телесной реакции, находятся в таком же отношении к этой реакции, как состояния сознания, предшествующие намеренному поднятию руки, а также на том, что в этих состояниях есть оттенок активности, чувство деятельности, усилия, стремление достигнуть чего-либо или избежать (упомянутые только что психологи сводят это чувство активности к воспоминаниям о прежних моторных ощущениях, но мы и этого вопроса не будем разбирать: нам важно поставить эмоции на одну доску с поступками, а не дать теорию всех поступков вообще).
К сожалению, эти важные оттенки психических состояний редко становятся предметом нашего наблюдения и плохо запоминаются нами, так как мы обращаем внимание исключительно на свои цели, а не на средства, которыми они осуществляются. В эмоциях еще труднее подметить указываемы мною элемент, так как все вообще психические состояния, входящие в эмоцию, слабо дифференцированы и чувство активности, составляющее исходный пункт эмоции, поглощается массою интенсивных следующих за ним органических ощущений. Однако в пользу предыдущего рассуждения говорит то обстоятельство, что мы ставим эмоции в более близкое отношение к своему я, чем пассивно воспринятые органические ощущения, произошедшие о периферических причин и возникшие благодаря рефлексам.