Василий Осипович Ключевский (1841-1911) Сочинения: Сочинения: В 9-ти т. Т. IХ. М.: Мысль, 1990.

Oct 02, 2024 02:14

Письма молодого В. О. Ключевского
9. П. П. Гвоздеву 27 октября 1861 г.
...Вот и покачай головой-то, сказал бы я тебе, хлопая тебя по плечу, что за время переживаем мы! Слышно, Казанский университет закрыт; в Петербургском дела еще серьезнее, и хватают шире; в Киеве также, слышно, не читают лекций. Сколько университетов остается затем? Но Московский не закроют, разве студенты выйдут сами, но этого быть не может: Буслаев, Соловьев, Ешевский... Есть за что подержаться. Где найдешь подобных? Но не знаю, что будет полиции: а надо бы дать ей заметить, что университетская молодежь- не толпа. Императ[ор] на днях, возвращаясь с юга, только два часа был в Москве; говорят, предоставил вести дело губернатору Тучкову. А вот штука: некоторые дамы приходили к «узникам» с конфектами и серьезно объявили, что с жандармскими офицерами танцевать не будут за то, что эти оскорбили студентов. Пленных освобождают, и теперь их в части не больше 30 с чем-то. Что выйдет из всего, еще никто не знает.

...Горизонтов виделся в П[етер]б[урге] со Щаповым, который передал ему, что в 3-м отделении (куда всех государственных преступников сажают) еще ничего, хорошо кормят и пр[очее], но что в крепости отвратительно сидеть *. Он, Щап[ов] т. е., нечаянно замешался в дело тамошних студентов, и его прицепили было, хотя он отказывался от участия. Несчастная голова!
* А. П. Щапов 16 апреля 1861 г. произнес речь на панихиде по жертвам восстания в селе Бездне, которая вылилась в политическую демонстрацию. В связи с этим Щапов был арестован в Нижнем Новгороде и отправлен в Петербург в III отделение.

11. П. П. Гвоздеву 25 ноября 1861 г.
...Вот откуда опасность для христианства. А сколько еще других, менее решительных измов появляется теперь! Но разве утешение в том, что многие еще веруют в православие? Не в том дело. Теперь затронуты самые внутренние глубины православия, и от них требуют решительного да или нет. Вот чем бы заняться всем теологам семинарий и академий, их преподобиям и высокопреподобиям, если они искренно хотят защитить целость православия. А они лишь ругаются и знать не хотят, что делается подле. Кто дельно разобрал у нас, не ругаясь, хоть одну систему Германии, несогласную с православием?

Вот ввиду этих обстоятельств и чувствуешь потребность поближе познакомиться с историей христианства. Без истории теперь, как и во всякое переходное время, нет спасения. Чувствуешь, что многое оказывается несостоятельным, а между тем, очертя голову, не хочется бросить своих старых верований, занявших столько душевных сил. Хочется прежде проверить их критически *, попытаться, нет ли еще в них чего удовлетворяющего. Жалко бросить их, потому что они прежде были родником лучших мыслей и чувств. Вот и хочется свесть счеты: вызвать пред исторический трибунал всех этих святых отцов, спросить у них, что они сделали не для себя, не для немногих, а для массы, которая так доверчиво и так благоговейно отдалась их водительству? Развили ли они в чистоте истины Христа, не затемнили ли они, что ясно в евангелии, и не возвели ли самого Христа на высоту, которой, может, он сам не желал? Словом, проверить весь исторический ход христианства, проверить беспристрастно, и все равно, к чему бы ни повела эта поверка, хоть бы даже к отрицанию христианства; по крайней мере тогда мы имели бы право, положа руку на сердце, сказать всем, что мы не покривили душой во имя какой-нибудь домашнего изделия теории, не поклонились ни пред каким авторитетом, чтобы им прикрыть несостоятельность собственного ума,- словом, поступили добросовестно, след[овательно], либерально в настоящем значении слова.
* Хочется прежде проверить их критически...-Ниже в этом же письме Ключевский говорит о необходимости научной проверки основ православия: - «Проверить весь исторический ход христианства, проверить беспристрастно». В дальнейшем Ключевский неоднократно возвращался к этому сюжету.

...Не знаю, будет ли время тебе: ведь у вас экзамены. Я бы хотел поговорить с тобой о Фейербахе. Да и ты поговорил бы со мной, отвечая на мои письма, поспорил, представил доводы, и т. д. Фейербах, как ты знаешь, запрещен у нас как атеист! Атеист! Не боятся ли испортить нас! Наши души воспитывают для царствия божия, как мусульмане своих дочерей для гарема султана - нежно, отдаляя от нас все нечистое, как бы мы не замарались, не простудились. Гнусно! Нет, чтобы закалить наш дух, поставя лицом к лицу со всем, что есть дурного и злого, дав только средства различить это злое и бороться с ним! Ведь это и называется настоящим воспитанием, а не тепличное прозябание в теплоте и неге! Так ли?

Попутная инфа
«Оружие к бою!» в ответ на «Хлеб-соль!»
12 апреля памятного 1861 года в село Бездна Спасского уезда Казанской губернии вошел вооруженный отряд регулярных русских войск числом более 200 человек (две роты солдат и шесть - конных казаков) под командованием генерал-майора Антона Апраксина.
...
По данным из рапорта государю того же Апраксина, получившего впоследствии прозвище Безднинский каратель, был убит 51 человек и ранены 77. По сообщениям врачей, прибывшим по окончании расправы над безоружной толпой, общее число жертв превышало 350. Александр II, прочитав рапорт, начертал резолюцию: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого».

https://www.business-gazeta.ru/article/504595

Александр II, Убийство, Село Бездна, Свидетели, Воспоминания, Николай II, Письма, История, Ключевский, Студенты, Случай, О женщинах, Крестьяне, Мистика, Христианство

Previous post Next post
Up