Идея эволюции в современной философии. - Шварц Михаил Наумович (1873-1946)
...Резюмируя сказанное, мы приходим к следующему заключению: эволюции непрерывной т.-е. без скачков, совершающейся на физической стороне (нашей организации), соответствует эволюция прерывная на психической, т.-е. квантитативным различиям с разницей только в степени на одной стороне могут соответствовать качественные, специфические на другой. Анализируя нашу психическую жизнь, мы знакомимся на каждом шагу с новыми функциями, несводимыми без остатка к ощущениям; таковы, напр.:
сознание времени, память, различение и синтез, способность к абстракции, способность суждения и т. д.
В то время как дальнейшее изучение природы неизбежно приводит к постепенному установлению все большего единства в ней, в то время как различия между органическими и неорганическими, между химическими и физическими процессами и, наконец, даже различие в каждой из этих групп сводятся теперь, и не без успеха, к одним и тем же веществами и силам, в противоположность этому современный психолог, анализируя нашу духовную жизнь, должен неизбежно признать в ней наличность многочисленных и своеобразных элементов, резко дифференцированных, т. е. качественно и специфически различных. И в то же время, по-видимому, все говорит за то, что родовая эволюция в психической стороне (нашей организации) совершалась в тесной связи с таковой же на физической. Итак, мы отметили уже выше, что качественным изменениям на психической стороне (нашей организации) соответствуют только количественные изменения на физической стороне. Обратимся же теперь к конкретным фактам и посмотрим, что же собственно происходит в пределах последней с ростом организма. С анатомической точки зрения в нашей организации можно только отметить непрерывную эволюцию: число мозговых извилин постоянно увеличивается, так же и вес мозга, по сравнению с остальной нервной массой, становится все больший, но зато нигде нельзя отметить фундаментальных новообразований, нигде нельзя указать на существенные отклонения от прежнего характера (или типа) эволюции, которые, как бы в известном смысле равноценные, могли бы обусловить появление новых психических функций, возникающих в психической жизни параллельно с эволюцией на физической стороне. Итак, по-видимому, приходится допустить, что количественным нарастаниям, отличающимся только по степени, на одной стороне, могут соответствовать на другой новообразования, качественно и специфически различные.
Гипотеза, предложенная Штумпфом (в указанном выше смысле), по-видимому, вполне охватывает наблюдаемый круг явлений, ибо между соответствующими, отдельными этапами обеих параллельно-совершающихся эволюций (на психической и физической сторонах нашей организации) можно установить только функциональное соотношение определенного вида, где непрерывным изменениям (stetige Veränderungen) явления x - в нашем случае квантитативным, совершающимся на физической стороне - будут соответствовать изменения прерывные y - в нашем случае качественные, специфически различные, совершающиеся на психической стороне.
Такова в общих чертах гипотеза Штумпфа о соотношении между психическими и физическими явлениями. Мы должны, однако, отметить здесь, что и сам Штумпф не считает своей гипотезы окончательным решением этой сложной проблемы и предлагает ее только как своего рода «временный синтез», объединяющий целый цикл сложных и запутанных явлений.
...По мнению Штумпфа, исходящего в данном случае из принципов эволюционной доктрины, только те образования могут считаться целесообразными, которые «хотя и являются соединением различным образом устроенных масс, тем не менее обладают способностью проявлять действия целостного характера».
...Быть может, даже правильнее будет, если мы скажем, что именно эволюционная теория вызвала к жизни новое и весьма своеобразное мировоззрение. Своеобразность же последнего заключается в 4-х, так сказать космологических идеях, входящих в его состав: 1) беспрерывная изменчивость всех эмпирических вещей, 2) сплошное (непрерывное) взаимодействие между одновременно существующими субстанциями, 3) идея прогресса, мыслимого как постепенное достижение «высших форм», и, наконец, 4) идея о безграничном протяжении во времени мирового процесса.
...
4-м положением эволюционного мировоззрения Штумпф считает «расширение наших представлений насчет протяженности во времени мирового процесса». Подобно тому как система Коперника бесконечно широко раздвинула рамки вселенной, так и эволюционное мировоззрение к этому расширению наших представлений насчет пространства, занимаемого вселенной, прибавило идею о безграничной протяженности во времени мирового процесса.