Вопросы философии и психологии. Год XII. Книга I (56). Январь-февраль 1901 г.

Sep 18, 2024 19:50

Содержание речи, произнесенной на высших женских курсах профессором В. С. Соловьевым 13 марта 1881 года.
...В средневековом христианстве, в средневековой церкви открытое истинным христианством Божественное начало, христианский Бог, превратилось в начало внешнее, совершенно чуждое истинно человеческому началу, и в этом качестве оно должно было рано или поздно потерять всякую силу. Результатом процесса овнешнения было отречение человека от Бога, признание Его несуществующим. Однако от христианства осталось в человеческой душе бесконечное стремление осуществить на земле, в данном мире, в данной действительности что-то лучшее, какое-то царство правды, хотя действительный характер правды и утратился.

Итак, Бога человек потерял, Божественное начало, скрытое в душе человека и открытое в христианстве, потерялось из виду. Остались в распоряжении человека только начало человеческое, рациональное и инстинкт, животная природа. И вот мы видим стремление на этих началах основать царство правды;являются попытки реализовать его во имя чистого разума; эту роль выполняет французская революция 89 г. превозглашением безусловности прав разума. Однако, немедленно вслед за переворотом обнаруживается, что разум сам по себе есть начало неопределенное, безразличное, формальное, что он может своим анализом разбить традиционные формы жизни, но бессилен дать жизни содержание сам из себя. Жизненное содержание разум получает или из бытия Божественного или из бытия материального. Когда первое было закрыто, оставалось только второе. Поэтому мы видим, что вслед за провозглашением чисто человеческого начала прав разума, дается полный разгул животным страстям. И если первая половина задачи французской революции, провозглашение безусловных прав человека имело некоторый благотворный результат, явившись довершением того, что было начало христианством, упразднив рабство в форме остатков феодализма, в форме крепостного состояния, то во второй своей половине революция, основываясь на насилии, привела лишь к худшему деспотизму.

...Но поистине правда сильна, а насилия современной революции выдают ее бессилие. Для человека, с человеческой точки зрения, всякое насилие, всякое внешнее воздействие чуждой ему силы есть бессилие. Такая внешняя сила есть для зверя - сила, а для духовного существа - бессилие, и если человеку не суждено возвратиться в зверское состояние, то революция, основанная на насилии, лишена будущности.

Право, Вопросы философии и психологии, Французы, Насилие, Ошибка, Причина, Разум, Революция, Человек, Соловьев

Previous post Next post
Up