Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Сочинения в четырех томах. Том 2. М., «Мысль» 1983 г.

Aug 26, 2024 11:20

Основное гносеологическое сочинение Лейбница и его полемика с Локком (И. С. Нарский)
Истина и человечество
В четвертом разделе этой статьи уже шла речь о том, как Лейбниц определял истину. Абсолютная истина для Лейбница «божественна», как «божественен» сам разум, ибо «разум есть система (enchainement) истин». Эта система есть иерархия, базисную роль в которой играет совокупность врожденных в потенциальном виде идей (знаний).

...Виндельбанд обоснованно видит в изучении Кантом в 1765 г. «Новых опытов...» один из существенных стимулов перехода философа к «критической» философии. Именно отсюда, считает он, Кант вынес убеждение в необходимости принципиального различения чувственного и интеллигибельного миров. Платнер указывает, что из содержания этой книги Лейбница кёнигсбергский философ мог почерпнуть и зачаток идеи о том, что пространство - это особое представление, присущее мыслящему субъекту как способ упорядочивания чувственно созерцаемых вещей.

...В одном из писем Лейбниц писал: «...кто знает обо мне только то, что было опубликовано, меня не знает».

Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 1703-1704 гг.
Предисловие
...Наши разногласия касаются довольно важных вопросов. Речь идет о том, действительно ли душа сама по себе совершенно чиста, подобно доске, на которой еще ничего не написали (tabula rasa), как это думают Аристотель и наш автор, и действительно ли все то, что начертано на ней, происходит исключительно из чувств и опыта или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий, для пробуждения которых внешние предметы являются только поводом, как это думаю я вместе с Платоном, а также со схоластиками и со всеми теми, которые толкуют соответствующим образом известное место в послании св. Павла к римлянам (II 15), где он говорит, что закон божий написан в сердцах.
Стоики называли эти принципы prolepseis , т. е. основными допущениями, или тем, что принимают за заранее признанное. Математики называют их общими понятиями .... Современные философы дают им другие красивые названия, а Юлий Скалигер, в частности, называл их semina aeternitatis или же Zopyra *, как бы желая сказать, что это живые огни, вспышки света, которые скрыты ниутри нас и обнаруживаются при столкновении с чувствами, подобно ** искрам, появляющимся при защелкивании ружья. Не без основания думают, что эти искры означают нечто божественное и вечное, обнаруживающееся особенно в необходимых истинах. Это приводит к другому вопросу, а именно к вопросу о том, все ли истины зависят от опыта, т. е. от индукции и примеров, или же имеются истины, покоящиеся на другой основе. Действительно, если некоторые явления можно предвидеть до всякого опыта по отношению к ним, то ясно, что мы привносим сюда нечто от себя. Хотя чувства необходимы для всех наших действительных знаний, но они недостаточны для того, чтобы сообщить их нам полностью, так как чувства дают всегда лишь примеры, т. е. частные или индивидуальные истины. Но как бы многочисленны ни были примеры, подтверждающие какую-нибудь общую истину, их недостаточно, чтобы установить всеобщую необходимость этой самой истины; ведь из того, что нечто произошло, не следует вовсе, что оно всегда будет происходить таким же образом. Например, греки и римляне и все другие народы, известные древности, всегда замечали, что до истечения 24 часов день сменяется ночью, а ночь - днем, но было бы ошибочно думать, что это же правило наблюдается повсюду, так как во время пребывания на Новой Земле наблюдали как раз обратное. Ошибся бы и тот, кто решил бы, что это является необходимой и вечной истиной, по крайней мере иод нашими широтами, так как мы должны допустить, что Земля и даже Солнце не существуют необходимым образом и что, может быть, настанет когда-нибудь время, когда этого прекрасного светила и всей его системы не будет, по крайней мере в их теперешнем виде. Отсюда следует, что необходимые истины - вроде тех, которые встречаются в чистой математике, и в особенности, в арифметике и геометрии,- должны покоиться на принципах, доказательство которых не зависит от примеров, а следовательно, и от свидетельства чувств, хотя, не будь чувств, нам никогда не пришло бы в голову задумываться над ними. Эти вещи следует тщательно отличать друг от друга, и Евклид отлично понял это, доказывая с помощью разума то, что достаточно ясно на основании опыта и чувственных образов.
* Semina aeternitatis (лат.) - семена вечности. Zopyra (греч. ζω - πυρον) - жар, таящийся в пепле, из которого можно снова раздуть огонь.
** В изд. Распе: «...при столкновении чувств с внешними предметами (des objets externes)».

Истина, Пространство, Лейбниц, Письма, Эволюции сознания, Понятийные поля, Познание, Кант, Цитата

Previous post Next post
Up