Специальные курсы. Методология русской истории. 1884/85 академический год
Лекция XVIII. Исторические схемы и исторические законы
Итак, историческая схема отвечает на вопрос: в каком порядке сменяются явления? А исторический закон есть ответ на вопрос: почему они сменяются в таком порядке?
Лекция XX. Метод изучения местной истории.
...В политической истории Европы, как известно, территориальная дробность феодальных времен сменилась стремлением обществ складываться в крупные политические тела, размеры которых определялись сперва принципом так называемых естественных, т. е. географических, границ, а с начала нынешнего столетия - принципом национальности. Тому и другому принципу политика давала очень эластичное, изысканное толкование, а сила - очень произвольное применение, и следствием обоих принципов было поглощение или слияние множества мелких самостоятельных территориальных союзов, образовавшихся
во времена феодального дробления Европы. Но с начала нынешнего же столетия, прежде чем указанное стремление достигло своей цели, прежде чем карту Европы успели разрисовать на крупные участки по географическому или национальному трафарету, обнаружилось обратное движение: некоторые старые и крупные политические тела начали разлагаться на мелкие части. Мотивом этого разложения явилось начало более реальное и определенное, чем произвольное и растяжимое понятие о естественных границах или шаткое и смутное, иногда искусственно возбуждаемое чувство национальных связей: этот мотив-религиозно-племенное родство. Такое разложение постигло уже Турцию и очень успешно подготовляется в Австрии. Любопытнее всего то, что руководительницей этого религиозно-племенного разложения является самая крупная и в религиозно-племенном отношении одна из наиболее сплоченных европейских держав - Россия: она создала уже четыре мелких племенных государства (Грецию, Сербию, Румынию и Болгарию) и поддержала существование пятого (Черногории). Нет сомнения, это религиозно-племенное обособление есть только дальнейший момент в ходе политического устроения Европы по национальностям; но со временем он глубоко изменит ее нынешний политический склад. Поэтому объективное историческое изучение, воспроизводя этот момент политического развития Европы, не только не может обойтись без истории России, но и должно будет поставить ее впереди других государств Европы, как в воспроизведении феодального периода оно ставит впереди историю Франции, где феодальный порядок развился с наибольшей полнотой и последовательностью.
Терминология русской истории
Лекция I. Территория и ее административные деления.
Государственная территория у нас в старину носила название Руси, или Русской земли. Русь - слово, пережившее чрезвычайно разнообразные значения; этих значений можно различить четыре: 1) этнографическое: русь - племя, 2) социальное: русь - сословие, 3) географическое: Русь - область и 4) политическое: Русь - государственная территория.
...Но, простираясь неизвестно до какого предела на юг от Киева, чуть не до самого Черного моря, Русская земля составляла узкую береговую полосу, так что город Овруч на притоке Припяти, реке Уже,- главное административное средоточие бывшей Древлянской земли, теперь находящейся в пределах Волынской губернии, но очень близко к пределам Киевской,- этот Овруч лежал уже за пределами Руси, или Русской земли. Ростислав, сходив на половцев, отправился на свидание со своим отцом, который тогда находился в Овруче. В это время другой князь прислал послов к Рюрику, которые сказали ему: «Зачем ты покинул свою землю (т. е. Киевскую область.- В. К.)? Ступай в Русь и стереги ее». Рюрик послушался и «иде в Русь» к Киеву. Итак, в XI и XII вв. под Русью, или Русской землей, в тесном смысле разумелась Киевская область с полосой по правому берегу Днепра на юг от Киева.
Великая и Малая Русь.
...Русская земля в смысле географическом, государственной территории потом разделилась на две этнографические части, называвшиеся: одна - Малою Русью, другая - Великою. Появление этих двух терминов было следствием переворотов, какие совершаются в XII, XIII вв. в размещении русского населения. Как известно, в то время русское население, сосредоточивавшееся в речной полосе Днепра-Волхова, отлило из области среднего Днепра в двух противоположных направлениях: на запад, в нынешние губернии Волынскую, Люблинскую, Седлецкую и Галицию, и на северо-восток - в область верхней Волги. Когда впоследствии Поднепровье стало вновь заселяться русью, возвращавшейся из названных областей, оно получило название Малой Руси. Русь верхневолжская стала тогда называться Великой Русью (к которой причислялась также старая область на левом берегу Днепра - Смоленская). Эти термины мы впервые встречаем в иноземных памятниках, именно в хрисовуле императора Иоанна Кантакузена и в его послании к русскому митрополиту Феогносту - оба акта 1347 г.; в этих актах император пишет, что, кроме епархий Великой России, подвластных митрополиту, ему должны быть подчинены и отторгнутые от митрополии епархии Малой России, именно Владимирская на Волыни, Луцкая и Туровская; Холмская, Галицкая, Перемышльская; о Киевской епархии император не упоминает, потому что она не была отторгнута от митрополии.
Итак, под Малой Русью разумеется в XIV в. русский край по правому берегу Днепра на запад от Киева.