Василий Осипович Ключевский (1841-1911) Сочинения: В 9-ти т. Т. VI. М.: Мысль, 1989.

Aug 16, 2024 21:11

Специальные курсы. Методология русской истории. 1884/85 академический год
Лекция XII. Отношение этих теорий к задачам исторического изучения
...Изучая развитие естественных союзов, мы заметили, что довольно трудно отыскать такое первобытное общество, которое бы, одиноко развиваясь, прошло весь ряд фазисов развития, весь ряд естественных союзов, преемственно сменявшихся; прежде чем это общество доживало до момента, когда оно из естественного союза превращалось в искусственный, его уединенное развитие уже прерывалось столкновением с другими союзами. Искусственные союзы и развивались уже не одиноко, а в этом общении; общение это постепенно расширялось: на доступном нашему наблюдению историческом поле в каждый период мы видим уже несколько союзов, связанных общею жизнью, взаимными отношениями, столкновениями, интересами, мыслями, понятиями; в каждый дальнейший период круг таких взаимосвязанных союзов все расширяется. Союзы, приходя в соприкосновение, действуя друг на друга, вследствие этого взаимодействия изменяются. Как они изменяются, т. е. как действуют разные союзы друг на друга, приходя в соприкосновение? Вот один вопрос, касающийся общего исторического процесса. С каждым новым историческим моментом расширяется круг взаимосвязанных обществ; в последовательном своем развитии этот все расширяющийся круг представляет все новые исторические формации, т. е. все новые сочетания исторических элементов. Есть ли какая-нибудь преемственная связь между сменяющимися сочетаниями элементов общежития в этом кругу союзов, живущих общею жизнью, постепенно расширяющихся? Вот другой вопрос исторического изучения, касающийся общего процесса.

...Задача исторического изучения гораздо скромнее тех, какие ставит себе изучение философское. Она и ограничивается указанием доступной наблюдению связи и преемственности явлений, не восходя к исходному пункту этих явлений и не спускаясь к конечным их целям. Так понятая, эта задача должна указать основные моменты исторического процесса.

Лекция XIII. Три момента общего исторического процесса.
Первый момент
Первый мы назовем общением или столкновением союзов. Под первым термином мы разумеем мирное соприкосновение встретившихся союзов, под вторым - соприкосновение враждебное. Впрочем, как при мирном, так и при враждебном соприкосновении происходит одинаковый процесс во встретившихся союзах; он состоит в том, что изменяется взаимодействие элементов общежития в каждом союзе, но не изменяется состав общежития, т. е. наличное количество этих элементов. Это изменение взаимного отношения наличных элементов происходит оттого, что столкновение с другим союзом сообщает усиленное развитие одним элементам на счет других. Так, нам известно, что союз, подвергшийся внешней опасности при встрече с другим, более сильным союзом, напряженно развивает в своей среде те элементы, которые необходимы для внешней обороны; именно столкновение усиливает власть, извлекает из общества наверх людей, наиболее способных к борьбе, образует из них особый класс, чем ускоряется сословное деление общества, усиливается в нем развитие юридического неравенства; словом, внешняя опасность дает усиленное развитие праву. Временные или местные условия сообщают неодинаковую скорость и неодинаковые формы этому усиленному развитию права; например,если внешняя опасность, происшедшая от встречи союза с другим, неодинаково чувствуется всеми частями союза слабейшего или подвергшегося нападению, то власть, усиливаясь, локализируется; если все части союза одинаково чувствует внешнюю опасность, [то] власть, усиливаясь, централизуется.

...В историческом изучении история Рима всегда останется лучшим поприщем для наблюдения того или другого процесса; ход изменения римского общества под влиянием его завоеваний всего нагляднее представляет нам условия и результаты поглощения, совершающегося посредством территориального присоединения; ход разложения Римской империи, сопровождавшегося вторжением чуждых племен, варваров, в различные ее провинции, - лучший предмет для наблюдения хода условий и результатов поглощения, совершающегося посредством вторжения.

...Итак, историческое движение представляет последовательный процесс передачи и накопления житейских удобств, знаний, художественных произведений, приемов художественной техники. И чувства, верования, понятия без особенного труда переселяются из одного времени в другое, как из одного союза в другой. Некоторые наблюдения говорят о легкой распространяемости религиозных понятий; древний мир завершился соединением всех местных религиозных систем в одном культе; вся история христианства доказывает то же самое. Теперь припомните другой ряд элементов и форм общежития; право, формы власти, политические учреждения никогда не переходят целиком из эпохи в эпоху, из союза в союз. Были попытки искусственного, механического усвоения чужих политических и юридических форм; эти попытки были только историческими опытами, чрезвычайно драгоценными для нас, ибо они доказывают только невозможность перенесения этих элементов; под чуждыми влияниями политические и юридические формы и отношения изменяются, но они не переносятся.

...Обратите внимание на свойства тех и других элементов, легко передаваемых и не способных к перемещению хронологическому и географическому. Житейские удобства суть результаты успехов знания; знания, чувства, религиозные верования и искусства суть продукты духа человеческого, т. е. человеческой личности. С другой стороны, политические формы, право, обычаи, предания - все это продукты другой исторической силы - общества. Итак, можно, кажется, сказать, что к исторической передаче особенно способны те элементы общежития, которые являются продуктами уединенной силы - личности человеческой; неподатливыми к передаче являются продукты силы, которую мы называем обществом.
Общество, можно сказать, не играя терминами, есть сила, наименее способная к общению; это объясняется большею сложностью процесса, которым развиваются и усвояются право, обычаи, предания; вот почему они и усвояются труднее.

Теперь можно поставить вопрос: историческая передача, вооружая новое общество средствами развития, выработанными в прежнем, ускоряет и усложняет его развитие; представляет ли смена этих формаций общежития какую-нибудь последовательность? Я сказал, что можно составить себе определенное понятие о культе древнего Востока, античного мира, средних веков и так ближе к нам; можно точно и подробно обозначить особенности всех этих культов; но есть ли какая-нибудь последовательная внутренняя связь между ними? Можно ли определить, что античная культура следовала за древней - восточной- как последовательный момент развития, шедшего в том же направлении, в каком это развитие после античной культуры привело человечество к культуре средневековой? Это и есть важнейший вопрос в изучении исторического процесса; это и есть задача, к разработке которой направлено историческое изучение, и метод этого изучения имеет теснейшую связь с этой задачей.

Лекция XIII. Три момента общего исторического процесса. (Продолжение)
...Итак, составной единицей античного государства был род. Какая была составная единица феодального государства? Фамилия, ибо фамилия - члены известного колена (старшего) - составляла власть в каждом феодальном местном миру. Новоевропейское государство, как известно, стремится к уничтожению и этой господствующей составной единицы; составной его единицей является семья. Как известно, государство той Европы, в которой мы живем, постепенно разрушает и этот союз, оттесняя его в сферу частной нравственной жизни и лишая его политического и юридического значения; новейшее государство далеко не достигло, но ясно обозначило свое стремление -разбить все общество на свободные, но одинокие лица, связав их в искусственные новые союзы. Итак, есть известная последовательность в общем историческом процессе, это доказывается одним частным течением, которое в нем заметно; это доказывается преемственной сменой составных единиц, союз которых образует государство. Припомните процесс местного развития естественных союзов; он имеет некоторое отношение к тому, который я сейчас изложил. Он состоит в постепенном выделении из предшествующего более крупного союза союзов более мелких; каждый последующий из этих союзов держался на более сложном сочетании элементов, чем предыдущий, и, чем сложнее становились эти сочетания, тем уже становились союзы; и чем уже они становились, тем делались они способнее к общению с другими союзами. Итак, местный процесс развития естественных союзов представляет нам постепенное образование союзов, все более мелких по своему
составу, но все более способных к общению с другими союзами.

Общий процесс развития искусственного общежития, т. е. государства, представляет нам постепенное разрушение естественных союзов и в том же самом порядке, в каком эти союзы до государства развивались. Итак, можно подозревать не только известную последовательность в общем историческом процессе, но и известную его логическую связь с предшествовавшими местными процессами естественных союзов.

Лекция XVII. Сравнение. Обобщение
...Русская община еще хранит обычай поземельных переделов; следовательно, она должна быть древнее индусской. Надобно найти и основание этого признака, т. е. живое чувство кровного родства между членами общины. Мэн и постарался найти это основание, услышав от кого-то, что русские крестьяне, составляющие поземельную общину, всегда считают
себя родственниками. Так, сравнительный метод был причиной ошибки Мэна. Наша поземельная община, как известно, самая поздняя в мире и создана чисто искусственно, без всякого участия - действительного или фиктивного- традиций кровного родства; ее создали в XVII в. две чисто политические силы: помещик - крепостной владелец и дьяк финансового управления.

Эволюция систем, Контроль, Война, Личность, Общество, Механизмы развития, О власти, Ошибка, Причина, Управление, Дегенерация систем, Рим, Право, Причины, Граждане, Граница, История, Ключевский, Познание, Семья

Previous post Next post
Up