Василий Осипович Ключевский (1841-1911) Сочинения: В 9-ти т. Т. VI. М.: Мысль, 1989.

Aug 13, 2024 21:39

Специальные курсы
Методология русской истории. 1884/85 академический год
Лекция I. Отсутствие метода в нашей истории
...Цель эта вытекает из одного существенного недостатка, каким отличается изучение нашей истории. Недостаток этот-отсутствие метода. Нашу русскую историческую литературу нельзя обвинить в недостатке трудолюбия - она много[е] обработала; но я не взведу на нее напраслины, если скажу, что она сама не знает, что делать с обработанным ею материалом; она даже не знает, хорошо ли его обработала.

Лекция II. Людские союзы
Так как целью исторического изучения служит познание происхождения, хода, условий, форм и природы человеческого общежития, то конкретными предметами исторического изучения являются союзы, составляющие формы этого общежития. Так, на вопрос, что составляет предмет исторического изучения, мы должны дать такой простой ответ: этим предметом служат происхождение, развитие и свойства людских союзов.

...Какие бывают людские союзы? Они бывают двух родов, разделяются на два вида, которые в истории преемственно следовали один за другим. Одни - первичные, или естественные; другие - производные, или искусственные.

...Чем завязывается союз естественный? - инстинктом, бессознательными побуждениями; это союз непроизвольный, он возникает без мысли о цели, не видит своих последствий и сознает свою цель после возникновения. Напротив, союз искусственный начинается с минуты, когда он является в сознании. В союзе естественном цель является позже завязки, в союзе искусственном цель предшествует этой завязке.

...По устройству своему естественный союз может быть, и часто бывает, совершенно похожим на государство, но становится им, когда основанием союза служит не естественный признак, а цель поддержания общего блага. Поэтому, если ряд людских союзов имеет общий язык, общие верования, нравы и другие естественные признаки общения, но не чувствует себя связанным для достижения общего блага, он не составляет государства, хотя составляет общество, так как есть общие интересы. Когда встречаем ряд союзов, в которых нет естественных признаков, но которые чувствуют себя соединенными для цели общего блага, то это - государство.

...Итак, народ есть племя, которое стало государством и кроме прежних естественных связей усвоило себе еще новую, выражающуюся в цели общего блага.

...Естественные союзы строятся на инстинктах, бессознательных побуждениях; искусственные - на целях. Первые (инстинкты) суть невольные побуждения, внушенные природой; вторые (цели) - сознательные стремления, вносимые в общежитие самим человеком.

Лекция III. Элементы общежития
Свобода есть понятное стремление человека самому себя определять к деятельности; но это стремление не может быть безгранично, ибо сталкивается с такими же стремлениями ближнего; вот почему пределы этих стремлений всегда определяются принудительною, какою-нибудь высшею силою, подчиняющею отдельные лица, безразлично, установлена ли эта высшая сила договором или иначе. Стремление определять себя к деятельности есть акт личного сознания, как бы оно ни выражалось, в виде ли неясных, инстинктивных влечений или в виде обдуманных, сознательных целей. Итак, свобода есть элемент, слагающийся из личного сознания и общего права; как личное сознание, так и право являются, по крайней мере сравнительно, насколько достает теперь нашего анализа, элементами простыми. Точно так же найдем сложность в элементе общежития, называемом властью. В понятие власти входит: 1) то же право; 2) сила, поддерживающая это право, материальная, принудительная, т. е. физическая (ибо другие силы могут действовать побеждающим образом, но не принудительно, т. е. могут действовать помимо доброй воли человека, например когда он невольно подчиняется силе нравственной или художественной). Точно так же несомненно связью общежития служит то, что мы неточно называем порядком. Под порядком надо разуметь, собственно, всю совокупность взаимных отношений между людьми, составляющими союз; в этом смысле порядок есть произведение совместного действия всех элементов общежития. Но под порядком мы разумеем еще живущую в каждом обществе потребность иметь известные, постоянные, установленные нормы отношений, охраняемые какой-нибудь силой в этом смысле порядок есть элемент общежития.

Народ, Причины, Понятия, Общество, О власти, Метод, Ошибка, История, Ключевский, Понятийные поля, Познание, Наука, Государство, Определения, Свобода

Previous post Next post
Up