Монография под общей редакцией Ал.А. Громыко
Раздел III. Европейский Союз
Глава 17. Европейские медиа как политические акторы. - Д.Ю. Базаркина
Медиа как интерпретаторы событий: результаты выборов в Европарламент и брекзит
...Роль СМИ как интерпретатора событий в принятии политических решений наглядно показывают исследования действий британской таблоидной прессы в ходе референдума 2016 г. по вопросу выхода Великобритании из ЕС. Анализ публикаций пяти британских таблоидов - The Sun, The Daily Mail, The Daily Mirror, The Daily Express и The Daily Star - продемонстрировал устойчивую поддержку брекзита рядом изданий. Опросы общественного мнения доказали, что непрерывная трансляция сообщений в пользу брекзита в таблоидах
значительно повлияла на голосование.
В течение 25 дней до референдума три газеты, поддерживающие брекзит (The Sun, The Daily Mail, The Daily Express), посвящали ему первые полосы гораздо чаще, чем выступившая за решение остаться в ЕС The Daily Mirror или придерживавшаяся нейтральной позиции The Daily Star. Два из трёх таблоидов, выступающих за брекзит, The Daily Express и The Daily Mail, посвящали референдуму более трёх четвертей первых полос в 25 выпусках. The Sun опубликовала заголовки, связанные с референдумом, почти на половине 25 своих первых полос. Обилие высказываний трёх таблоидов в поддержку выхода из ЕС сильно контрастирует с The Daily Mirror и The Daily Star, которые опубликовали материалы, связанные с референдумом, семь раз на первых полосах, из которых четыре раза - в последние три дня кампании.
Охват темы иммиграции вырос более чем втрое в ходе кампании, быстрее, чем для любой другой политической темы. Большинство негативных репортажей о конкретных иностранцах было опубликовано также в The Daily Express, The Daily Mail и The Sun, что, в сочетании с демографическим профилем читателей таблоидов, повлияло на граждан на заключительных этапах кампании. Оказала эффект подача решения остаться в ЕС в негативном ключе на фоне миграционного кризиса и всплеска террористической активности в Европе, хотя на самом деле миграционный кризис обошел Британию стороной.
Кампания в СМИ сопровождалась употреблением эмоционально окрашенной риторики. В частности, в прессе появились ироничные наименования сторонников и противников брекзита: “Brexiteer” и “Remainiac”. Хотя некоторые слова с суффиксом -eer имеют отрицательную коннотацию, например, «спекулянт» (profiteer) или «мятежник» (mutineer), другие имеют ярко выраженную положительную, например «волонтёр» (volunteer) и подразумевают активного человека, чей образ часто связан с романтическими ассоциациями: «пират» (buccaneer), «мушкетёр» (musketeer) и т. д. Это придаёт слову “Brexiteer” флёр щегольства, ассоциацию с уверенностью и элегантностью. Для тех, кто поддерживал позицию «остаться» (remain), было создано название с суффиксом -iac, чтобы получить уничижительное “Remainiac” (“remain” + “maniac”, «маньяк»). Таким образом, пресса, выступающая за брекзит, в полной мере осознавала пропагандистский потенциал неологизмов и словесных клише. За последние шесть лет брекзит и его регулирование продолжали доминировать в повестке дня британских евроскептических изданий.
Приведённые примеры иллюстрируют роль медиа, в частности, СМИ, как интерпретаторов событий, как «технологических» субъектов связей с общественностью и управления повесткой дня. Однако картина влияния медиа была бы неполной без обсуждения опыта полностью цифровых медиа, чья роль в политике неуклонно растёт.
Новые акторы в формировании повестки дня: информационные технологии в политике
...К примеру, боты и заблокированные пользователи в Twitter * (учётные записи, которые были удалены платформой за какое-либо нарушение её политики) встречались во всех сообществах, принимавших участие в дискуссии о брекзите во время парламентских выборов в Великобритании в декабре 2019 г. Исследователи предполагают наличие чёрного рынка многоразовых ботов для политических кампаний.
* С 2023 г. социальная сеть имеет название “X”.
...Однако применение административного ресурса не всегда однозначно положительно. К примеру, решение Илона Маска в ноябре 2022 г. запретить ряду журналистов доступ к Twitter (И. Маск обвинил их в обнародовании его местонахождения без его согласия) вызвало «обеспокоенность» законодателей в ЕС. Европейские лидеры ранее заявляли, что следят за тем, как покупка Twitter И. Маском повлияет на платформу. К примеру, Тьерри Бретон, член Комиссии ЕС по вопросам внутреннего рынка, предупредил И. Маска в конце ноября 2022 г. о необходимости предпринять значительные шаги для соблюдения законов ЕС о модерации контента, борьбе с дезинформацией и ограничении таргетированной рекламы. Широкий резонанс вызвало решение И. Маска в мае 2023 г. отказаться от соблюдения Кодекса практики ЕС по борьбе с дезинформацией, после чего владелец Twitter продолжил публиковать в сети сообщения, которые в ЕС были бы помечены в соответствии с этим Кодексом как неправомерный контент. В ответ ЕС может применить по отношению к онлайн-платформе Закон о цифровых услугах. В случае И. Маска, продвигающего точку зрения, отличающуюся от официальной в ЕС (вероятно, в силу его неоднократной публичной поддержки Д. Трампа), европейская аудитория и её поддержка крайне важна, не в последнюю очередь для отстаивания его позиций в политической борьбе в самих США. Именно поэтому в настоящее время сотрудники Twitter идут навстречу инициативам ЕС (в частности, были проведены совместные тренинги по обнаружению дезинформационного контента).
/я правильно понимаю этот эпиздод как типичное проявление ЕЖГ?/
Регулирование медиа в Европейском союзе: новые инструменты
...Закон о цифровых услугах, вступивший в силу 25 августа 2023 г., призван усилить подотчётность поставщиков цифровых услуг, прежде всего крупнейших онлайн-платформ, перед институтами ЕС и правительствами государств-членов. В отношении самых крупных онлайн-платформ (тех, чьими услугами пользуются в ЕС более 45 млн потребителей) Комиссия ЕС имеет прямые полномочия по надзору и может в случаях серьёзных правонарушений налагать штрафы в размере до 6% глобального оборота поставщика услуг. Также координаторы и Комиссия получают право требовать от онлайн-платформ немедленного устранения контента, признанного особенно вредоносным. Если платформы не принимают должных мер, предусмотрено судебное разбирательство. Закон о цифровых услугах вводит набор общих правил для всего ЕС - стандартизированные процедуры уведомления о незаконном контенте, равный доступ к механизмам подачи жалоб и возмещения ущерба, единый стандарт модерирования контента и стратегия действий в отношении крупнейших онлайн-платформ. Вступление закона в силу ознаменует новый этап взаимодействия институтов ЕС c владельцами крупнейших онлайн-платформ, таких как X (Twitter).
27 апреля 2022 г. Комиссия ЕС представила проект Директивы о защите журналистов и правозащитников от неправомерных судебных разбирательств. В частности, согласно Директиве, суд может потребовать, чтобы истец предоставил обеспечение судебных издержек. Судья может принять решение об отклонении иска как явно необоснованного на ранней стадии разбирательства. В этом случае истец должен будет доказать, что его требование обосновано. Если лицо, проживающее в ЕС, станет мишенью неправомерного разбирательства в третьей стране, государства-члены ЕС должны отказать в признании и приведении в исполнение решения, вынесенного по делу, если оно будет сочтено явно необоснованным или оскорбительным в стране проживания ответчика.
Выводы
...Европейский союз стремится создать механизм контроля не только СМИ, но и онлайн-платформ, объединив соответствующие меры в Законе о свободе медиа. Это важный шаг в развитии регулирования медиа, успешность которого, однако, зависит от непредвзятости самих институтов ЕС в процессе имплементации нового законодательства. Вместе с тем, не стоит забывать, что в условиях международной напряженности, в частности растущей между Россией и ЕС, новые инструменты регулирования медиа могут быть применены против политических оппонентов Союза.