Философия в гимназиях. - Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921)
...Ни для кого не тайна, что в последние годы, по свидетельству даже оффициальных сфер, степень общего развития, начитанности и умственного интереса, обращенного на самые ценные нравственные приобретения человека, (насколько можно судить о них по сочинениям, которые требуются на экзаменах), оказывалась весьма незначительной, иногда даже прямо печальной, вплоть до плохого знания отечественного языка. Почва эта слишком вулканическая, я это знаю, и я не желал бы в настоящую минуту переворачивать до основания вопрос о классической системе в гимназиях. Но кто не согласится, что в высшей степени нежелательно выпускать не мальчиков, не отроков, а молодых людей 18-19, иногда даже 20-ти лет и больше, в университетские ли аудитории, или прямо в жизнь, или в специальные заведения, не дав им почти никакого мыслительного и этического багажа,
не подняв их в душевной жизни до известного уровня? Кто говорит им в течении восьмилетнего и более гимназического учения, вне уроков закона Божия, о каких-либо устоях того, что называется миросозерцанием, кто приохочивает их к усвоению себе тех руководящих мерил и путей, без которых в одиночку, да еще с головой, утомленной от тяжелых формальных занятий, почти немыслимо составить себе какое-нибудь credo? Тут дело не в специальном знании систем, не в подробном анализе тех или иных методов, а именно в подъеме душевных сил, в запросах, которые сами собою являются только у избранного ничтожного меньшинства.
С каким же запасом общих идей, которые очищаются и устанавливаются только в области мышления, выходит молодой человек прямо в жизнь?
Девять десятых, получающих аттестат зрелости, не выносят никакого ровно расположения и к тому, что составляло главное содержание их выучки. Я лично был поражаем, находя в бывших гимназистах, даже отлично кончавших курс такое равнодушное, чтобы не сказать прямо - злобное, отношение ко всему тому, что составляло суть их гимназической муштровки.
...Словом, до сих пор еще, и в высших учебных сферах, существует разброд, отсутствие спетости, отсутствие синтетической системы, которая давала бы цельное и гармоническое миропонимание; а в этом заключается высший идеал развития человека.