Несколько слов об идеалах в искусстве. В ответ П. А. Каленову. - Иванцов Николай Александрович (1863-1927)
...Хорошо то, чего я желаю, дурно то, чего я избегаю. Такого определения для нас в данном случае совершенно достаточно. Хорошо ли хорошее потому, что я его желаю, или я его желаю потому, что оно хорошо, этот вопрос мы оставляем в стороне, предоставляя его метафизикам. Мы считаемся с фактами, а не с теориями. Факт - тот, что человек называет хорошим то, что ему нравится, чего он, следовательно, желает.
Чего же человек желает и чего ему желать?
Прежде всего человек желает есть, пить и размножаться, сохранить свое существование в самом себе и в своем роде. Для этого ему необходимо добыть себе пищу и питье, одежду и жилище, существо другого пола. И здесь на первых же порах происходит замечательное явление, с которым на придется встречаться и далее, на которое не помню кто первый из философов обратил внимание. Мы ищем средств к жизни затем, чтобы жить, ищем богатства для того, чтобы ими пользоваться. Но, мало-по-малу, в целом ряду поколений, мы до такой степени привыкаем к изысканию средств к жизни, что в нем самом начинаем видеть главную цель нашей жизни. Так, скупец копит богатства ради самого богатства, забывая об его прямом назначении. Замечательно, что примеры такой подстановки, становящейся инстинктом, можно указать даже в мире животных. Привычка к действию заставляет нас забывать, для чего это действие нужно. То, что прежде было лишь средством для другого, становится целью самой по себе.
Нужда заставляет человека соединяться в общества, ради того же поддержания своей собственной жизни (или заставила его животных предков, ибо полагают, что человек уже на той стадии, на которой он может быть назван человеком, был существом стадным или общественным). Общество есть таким образом средство для сохранения индивидуальной жизни человека и достижения его личного блага. Чтобы пользоваться своим собственным существованием, человек должен служить другим, служить обществу. Вместе с тем в служении другим и обществу человек начинает видеть цель своей личной жизни. Он считает теперь добром не то, что полезно и приятно ему самому, но что полезно для общества. Эти теории до такой степени всем известны, что говорить о них подробно излишне.