Василий Осипович Ключевский (1841-1911) Сочинения: В 9-ти т. Т. I. М.: Мысль, 1987.

Jun 20, 2024 20:39

Курс русской истории. Часть I.
Лекция II
Условия развития идеи в исторический факт
...Идеи становятся историческими факторами подобно тому, как делаются ими силы природы. Сколько веков от создания мира молния, по-видимому, бесполезно и даже разрушительно озаряла ночную мглу, пугая воображение и не увеличивая количества света, потребляемого человеком, не заменяя даже ночника при колыбели! Но потом электрическую искру поймали и приручили, дисциплинировали, запрягли в придуманный для неё снаряд и заставили освещать улицы и залы, пересылать письма и таскать тяжести - словом, превратили её в культурное средство. И идеи нуждаются в подобной же обработке, чтобы стать культурно-историческими факторами. Сколько прекрасных мыслей, возникавших в отдельных умах, погибло и погибает бесследно для человечества только потому, что не получает вовремя надлежащей обработки и организации! Они украшают частное существование, разливают много света и тепла в семейном или дружеском кругу, помогая домашнему очагу, но ни на один заметный градус не поднимают температуры общего благосостояния, потому что ни в праве, ни в экономическом обороте не находят соответствующего прибора, учреждения или предприятия, которое вывело бы их из области добрых упований, т. е. досужих грёз, и дало бы им возможность действовать на общественный порядок. Такие необработанные, как бы сказать, сырые идеи-не исторические факты: их место в биографии, в философии, а не в истории.

Методологическое значение фактов экономических и политических.
...Полагая в основу исторического изучения процессы политические и экономические, я не хочу сказать, что историческая жизнь состоит только из этих процессов и что историческое изучение должно ограничиваться канцеляриями да рынками. Не одними канцеляриями и рынками движется историческая жизнь; но с них удобнее начинать изучение этой жизни. Подступая в изучении к известному обществу с политической и хозяйственной стороны его жизни, мы входим в круг тех умственных и нравственных понятий и интересов, которые уже перестали быть делом отдельных умов, личных сознаний, и стали достоянием всего общества, факторами общежития. Следовательно, политический и экономический порядок известного времени можно признать показателем его умственной и нравственной жизни: тот и другой порядок настолько могут быть признаны такими показателями, насколько они проникнуты понятиями и интересами, восторжествовавшими в умственной и нравственной жизни данного общества, насколько эти понятия и интересы стали направителями юридических и материальных его отношений.

...Каждому народу история задаёт двустороннюю культурную работу - над природой страны, в которой ему суждено жить, и над своею собственной природой, над своими духовными силами и общественными отношениями.

Текст, добавленный автором при подготовке первого издания
...Заброшенный между Европой и Азией, среди леса и степи, вдали от старого образованного мира, русский народ не нашёл в доставшейся ему стране никакой культурной подготовки, ни преданий, ни даже никаких развалин и многие века должен был тратить большую часть своих усилий на два грубые дела: 1) иа первичную разработку неподатливой своей страны, с бою уступавшей человеку свои дары, и 2) на изнурительную оборону от хищных степных соседей, отнимавших у него лучшие, наиболее открытые части его страны. В том и другом ему большую часть самому приходилось вырабатывать приёмы действия, помощью собственных опытов и соображений; научные знания, технические средства культурного мира перехватывались спешно и случайно через русского купца, а потом византийского священника. От работ, требовавшихся общенародным благом, государством в виде податных и военных повинностей отдельному лицу оставалось очень мало для работы над самим собой, над своими частными отношениями, над устройством [над страницей: «усовершенствованием»] его личного благосостояния и развития. С поля, из леса или степного похода древнерусский человек приносил в свою дымную и грязную избу усталые силы и встречал здесь самые первичные нужды и непосильные, тревожные материальные заботы (Котошихин). Всё это помешало древнерусскому человеку достаточно проявить себя в сфере личного духовного творчества в той области человеческой деятельности, где работает индивидуальный дух и где для его уединённой благотворительной работы необходимы известное довольство и спокойствие досуга вместе с известной возбуждённостью общежития.

Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином.

Лекция III
Форма поверхности европейской России
...Две географические особенности отличают Европу от других частей света и от Азии преимущественно: это, во-первых, разнообразие форм поверхности и, во-вторых, чрезвычайно извилистое очертание морских берегов. ...глубокие заливы, далеко выдавшиеся полуострова, мысы образуют как бы береговое кружево западной и южной Европы. Здесь на 30 квадратных миль материкового пространства приходится одна миля морского берега, тогда как в Азии одна миля морского берега приходится на 100 квадратных миль материкового пространства. Типической страной Европы в обоих этих отношениях является южная часть Балканского полуострова, древняя Эллада: нигде море так причудливо не избороздило берегов, как с восточной её стороны...

...Столько Азии в Европейской России. Исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала её с Европой; но природа положила на неё особенности и влияния, которые всегда влекли её к Азии или в неё влекли Азию.

Война, Развитие, Общество, Механизмы развития, Россия, Причина, Метафора, Европа, Мышление, Поведение, Насилие, Идея, История, Ключевский, Геополитика, Балканы, География

Previous post Next post
Up