Глава IV Европейская война
1 августа
...По подписании приказа все присутствующие отправились по домам, по крайней мере, военные. Но не успели последние добраться до своих квартир, как тотчас же были вытребованы во дворец к Вильгельму.
Причиной такого вторичного сбора всех послужила полученная Яговым от германского посла в Лондоне телеграмма. По его словам, она явилась «лучом надежды ограничиться войной лишь на востоке, придать ей характер лишь борьбы славянства с германизмом и помешать возникновению мирового пожара».
«Я тотчас же,-пишет Ягов, - с телеграммой поехал во дворец, где, как я знал, происходит совещание кайзера с канцлером, начальником генерального штаба и военным министром
о возможности объявления после обеда мобилизации». По-видимому, во дворце Ягов появился уже после 5 часов дня.
Лихновский сообщал, что утром он разговаривал по телефону с Греем, который осведомлялся у германского посла, не считает ли он возможным такой случай, что в случае русско-германской войны Германия не атакует Франции, которая останется нейтральной. Лихновский ответил, что при такой обстановке можно было бы принять на себя обязательства.
Не нужно говорить, что предложение Грея шло как нельзя более навстречу берлинским дипломатам: разгромить Россию в одиночестве, - чего было лучше желать.
В дальнейшем нашем изложении мы подробно будем излагать свидетельства участников этого второго совещания во дворце, начав с начальника генерального штаба.