Светлана Сергеевна Неретина (1941-) Петр Абеляр и персона М., ИФРАН 2011

May 02, 2024 21:46

Творение по Слову
...Правда, был еще один момент, также явно не представленный в обвинениях. Не прошло и 70 лет с момента разделения Церквей на Восточно-православную и Западно-католическую. Это само по себе трагическое событие было усилено крестовыми походами, готовившимися и во времена Абеляра. Влияние идей Восточной Церкви было значительным. Понятием интенции Абеляр во многом был обязан чтению Григория Нисского, как, впрочем, и вся Ланская школа. Известно, что в 1136 г. у Абеляра была первая размолвка с его будущим могущественным врагом аббатом Бернардом Клервоским, который, наезжая в Параклет, как-то заметил, что молитва «Отче наш» там читается не канонически: вместо «хлеб наш насущный» - «хлеб наш сверхсущий», т. е. по восточно-православным предписаниям. Абеляр мотивировал это разночтение тем, что он следует Евангелию от Матфея, которое кажется ему авторитетнее Евангелия от Луки, т. к. слова, непосредственно услышанные из уст Христа, лучше слов, произнесенных всего лишь учениками Христа. Но, как мне кажется, само ударение на слове «сверхсущий» явно указывает на общегреческую онтотеологическую идею, которая, начиная с Абеляра, откровенно прокладывала себе путь на Западе. Судя по вынесенным в 1140 г. на Сансский собор тезисам против Абеляра (прежде всего тот, что касался проблемы filioque, правда усугубленный, как считалось, отождествлением с Мировой душой Платона, а именно: «Св. Дух исходит не от той же субстанции, что Отец и Сын»), его обвиняли в греко-византийстве.

...А.Я.Гуревич привел упоминавшиеся в литературе и записанные в XIII в. примеры из жизни Абеляра в том виде, как они сохранились в народе. Примеры крайне любопытные, свидетельствующие о создании своего рода мирского жития, сопровождаемого шутками. А.Я.Гуревич совершенно справедливо пишет, что смысл этих примеров не в том, чтобы представить действительную жизнь Абеляра, а в том, «какую память о себе оставил этот человек? Согласно одному из “примеров”, французский король, раздраженный популярностью Абеляра, запретил ему читать лекции на территории Франции. На другой день ему доложили, что Абеляр продолжает давать уроки, стоя на корабле, плавающем по Сене, тогда как его слушатели усеяли берега реки. Будучи призван к королю, который гневно вопросил его, как он осмелился нарушить его приказание, Абеляр заявил, что, повинуясь ему, он ораторствует не на земле, но на воде. Последовал новый запрет короля, распространявшийся как на земли, так и на воды Франции, но тогда ему донесли, что Абеляр вновь не прекращает своих речей, которые теперь он произносит, забравшись на дерево: ведь проповедовать в воздухе ему не запретили. Король оценил находчивость и остроумие магистра и сменил гнев на милость, сняв свои запреты. Народная молва сохранила память о необычайной популярности Абеляра, которая якобы и послужила причиной его конфликтов с властями».

Католичество, Крестоносцы, Война, Византия, Личность, Абеляр, Неретина, Притчи

Previous post Next post
Up