Обзор журналов
Rivista italiana di filosofia, Октябрь-декабрь 1896 г. - В. И. Вальденберга
G. Marchesini. Идеализм, материализм и позитивизм.
По мнению автора, идеализм, понимаемый как гносеологическая теория, стремится построить систему знания и, таким образом, предрешить все вопросы, по самому существу своему подлежащие научному исследованию; в этом его громадное сходство с материализмом. Напротив, позитивизм устанавливает лишь метод, самое исследование предоставляя науке; это составляет
его существенное преимущество. Однако большинство философов, придерживающихся этого направления, в своих учениях о методе исходят из понятия феномена, определяя его в духе идеализма. Такое сочетание двух направлений автор находит неправильным, ибо идеализм в своих конечных выводах противоречит самому себе и разрушает всякое положительное знание; позитивизм же должен удовлетворять требованиям здравого смысла.
E. Morselli. О методе нравственных сил.
...Как предмет физики составляют тела, а не наши идеи о них, так точно и предметом этики должны быть правила поведения, которые существуют в данное время время и данном месте. Этика не должна быть ни материалистична, ни спиритуалистична; ее единственная задача - дать построение (ricostruzione) объективных фактов, чтобы на них можно было, без всякой метафизики, установить верховных закон морали. При этом она должна следовать тому же методу, как и современная (экспериментальная) психология. Но не нужно забывать, что философия сама есть только последняя форма эволюции; поэтому этика должна пользоваться, как материалом, всеми системами и теориями, которые составляют различные фазы в истории мысли.
Психологическое общество CLI
Прения по реферату В. Н. Ивановского «К истории учения об апперцепции».
…
Н. В. Бугаев. Я удивляюсь, что в течении нынешних дебатов ни разу не было упомянуто старое сочинение Вундта «Душа человека и животных», которое может, кажется, пролить свет на вундтовское понятие апперцепции. В этом труде он проводит идею, что нет ни одного психического явления, которое не сопровождалось бы в нашем сознании известным выводом из этого явления. Психизм именно в том и заключается, что каждому внешнему восприятию мы даем известную оценку; ею сопровождается всякая, не только логическая операция духа. На языке своего философского мировоззрения я сказал бы, что психизм состоит в известном присущем монаде свойстве - оценивать воспринятые впечатления.