Глава пятая. Splendor in medio [Сияние посредине]
5. Rota in medio rotae [Колесо в колесе]
...Однако Бог, в противоположность архитектору, созидает самим собой, без добавления чего-либо извне (se ipso, nullo addito), без какой-либо предсуществующей внешней потенциальности. И, тем не менее, это изведение ex nihilo остается внешним Творцу, оно есть «слово, изреченное безлично», aliud in natura [иное по природе], ибо сущности всех вещей, будучи сами по себе «тьмой» и «чистым ничто», не смогут явить Слово Творца,
если не начнут существовать, получив esse ab alio *.
* Exp. In Gen., LW I, p. 211, n. 33: «Essentiae enim rerum creatarum sine luce, id est sine esse, tenebrae sunt, per ipsum enim esse formantur, lucent et placent» [«Сущности тварных вещей без света, то есть без бытия, суть тьма, а через само бытие оформляются, сияют и услаждают»].
6. Аналогическая причинность
...Нельзя забывать богословское правило, согласно которому «omnis relatio inter creaturam et creatorem est in Deo secundum dici, in creatura autem secundum esse» [«всякое отношение между тварью и Творцом пребывает в Боге согласно речи, а в твари - согласно бытию»]. Это правило, делающее тварь субъектом реального отношения к Богу, лежит в основании пассивного аспекта творения, зависимости всего сущего от божественного действия. Оно исключает любое рассмотрение абсолютного Бытия как субъекта реального отношения ad extra [вовне], которое сделало бы его некоторым образом зависимым от внешнего объекта и придало бы вынужденный характер акту творения.