Вопросы философии и психологии. Под ред. Л. М. Лопатина и В. П. Преображенского Год 7. Книга 4 (34)

Mar 11, 2024 16:23

Самосознание классов в общественном прогрессе. - Оболенский Леонид Егорович (1845-1906)
IV. Эволюция самосознания четвертого сословия в Америке
...Резюмируя то, к чему мы пришли более внимательным анализом этого любопытного явления, мы можем с вероятностью сделать следующие выводы: развитие классового сознания начинается не с узкого сознания своих исключительно экономических или профессиональных интересов, а, наоборот, с широкой, несколько мистической формы представления отдаленного грядущего идеала. Если мы вспомним возникновение буржуазии, рыцарства, религиозных движений, даже самого монархизма, то заметим те же свойства: первая стадия всегда характеризуетсянесколько мистическим энтузиазмом.

...Конечно, все такие отношения и учреждения могли развиться так широко только на почве полной свободы ассоциаций, существующей в Америке. Там право какого угодно числа лиц соединяться для какой бы то ни было цели не подчинено никаким ограничениям, кроме общих законов. Зато государство гарантирует, например, право владения какой-либо ассоциации или вообще признает ее юридическим лицом только в таком случае, когда ею исполнены некоторые формальности и условия. Иногда эти условия очень стеснительны и даже не особенно разумны.

Основания идеализма (продолжение). - Кн. Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905)
Критика мистического идеализма
...Познаваемая нами действительность обусловлена формами чувственности и логическими категориями. И если мы признаем, что наше познание внешней нам действительности истинно в основных формах своих, что наши представления и понятия могут или должны ей соответствовать, мы допускаем тем самым, что как наши представления и понятия, так и эта соответствующая им действительность обусловлены тем же духовным началом, каким обусловлены наша чувственность и логический разум. В основании нашего сознания, как и в основании действительности, лежит один универсальный субъект. Это краеугольный камень всего идеализма, всего учения о познании и о познаваемом сущем.
Все объекты существуют для субъекта или на счет субъекта; все относительные, соотносительные или соотносящиеся индивидуальные субъекты суть отчасти объекты, предметы отношений и постольку сами обусловлены абсолютным, безотносительным субъектом, к которому сводится, таким образом, все реальное, из которого вытекает вся действительность, все мыслимое и чувствуемое, точно так же как и самое чувство и мысль. Поэтому, познавая это абсолютное начало, мы познаем в нем все вещи sub specie aeternitatis.
Сообразно этому, высшею целью человеческого ведения является познание абсолютного субъекта, - той «самости» сущего, которая обусловливает собою всякое относительное, объективное существование, всякий объект мысли и опыта, точно так же как и взаимоотношение индивидуальных, относительных субъектов.
Но возможно ли «объективное» познание этого абсолютного субъекта? Может ли он быть познан, как простой предмет опыта, предмет мысли и чувства, из частных явлений сознания и внешнего мира или из отвлечении нашего разума? Не обусловленный ничем внешним, он может быть познан лишь в нем самом, и притом непосредственно, поскольку мы находим абсолютный субъект в глубине нашего «я», - нашего чувства и разума, нашего ограниченного, относительного субъекта. Но для того, чтобы быть истинным и адекватным абсолютному субъекту, его сознание предполагает полное, интимное слияние с ним: сознание абсолютного достижимо лишь под условием утраты всякого частного индивидуального сознания, всякого относительного знания и опыта, - под условием решительного отвлечения от всей объективной действительности. Там, где исчезает всякое раздвоение ограниченного сознания, противополагающегося внешним объектам, где наше «я» теряет себя, оно находит абсолютную самость - «атман» всего сущего. Так учили индийские Упанишады; так учили и многие позднейшие мистики.

...Дальше этих отвлеченных соображений мы не идем и не можем рассматривать в высшей степени сложных психологических условий подобных явлений. Возможно ли такое практическое осуществление мистического гнозиса и, главное, в какой мере - пусть решает тот, кто пожелает проделать над собою те эксперименты, которым подвергают себя аскеты в течение их долговременного искуса. Психологические лаборатории со всеми их машинами едва ли помогут разрешению этих вопросов. Но для нас важен только теоретический результат мистики, поскольку она соприкасается с умозрительным учением идеализма. Правда, что «Атман» как абсолютный субъект признается теоретически непознаваемым, - в отличие от объектов: он достижим лишь практически. Но это практическое слияние с ним, это отождествление с Брамою (aham Brahma asmi) все же признается абсолютным ведением.

Оболенский, Идеалы, Эволюция систем, Право, Америка, Вопросы философии и психологии, Трубецкой, Физиология духовности, Понятия, Механизмы развития, Реальность, Восприятие, Идеализм, Познание, Определения

Previous post Next post
Up